Ассоциация региональных банков России предлагает ввести унифицированный "паспорт потребительского кредита".
Документ, предложенный на обсуждение банковскому сообществу, позволит собрать и изложить в виде стандартной таблицы всю необходимую заемщику информацию о кредитном продукте банка до заключения кредитного договора (но после обработки кредитной заявки).
"Идея и содержание паспорта не были придуманы на ровном месте, - поясняет вице-президент АРБР Олег Иванов. – Они заимствованы из Европы и адаптированы к российскому праву". С мая 2010 года на территории Евросоюза все потребительские кредиты выдаются с таким документом.
В российском законодательстве действуют несколько нормативных актов, касающихся информирования заемщиков об условиях кредитных договоров до их заключения. Кроме законов "О защите прав потребителей" и "О банках и банковской деятельности", порядок предоставления информации физическим лицам регламентируют нормативные акты Банка России. Рекомендации по раскрытию информации содержатся в письмах ЦБ РФ и Роспотребнадзора. Не так давно проблемами информирования заемщиков занялась Федеральная антимонопольная служба.
Введение "паспортизации кредитов", по мнению разработчиков проекта, позволит удовлетворить требования и рекомендации всех регуляторов. Олег Иванов предвидит возражения банкиров: "Сегодня у нас уже существует целый ряд документов ЦБ, ФАС, Роспотребнадзора, в которых регуляторы предписывают или советуют то, как нужно доводить до потребителя информацию о стоимости кредита, платежах заемщика, его расходах, эффективной процентной ставке и т.д. Зачем нужен еще один? Не еще один, а всего один! Паспорт кредита должен интегрировать всю информацию - о кредиторе, условиях кредита, его стоимости и других особенностях. Это означает, что потребность во множестве документов отпадает. Единый паспорт кредита должен примирить требования разных регуляторов к содержанию преддоговорной информации и кредитного договора".
Клиент, ознакомившись с паспортом кредита, получает возможность сравнить условия кредитования в различных банках, избежав при этом риска упустить какие-либо существенные условия договора. Банк же не ограничивается в выборе содержания и формы кредитного договора и получает информированного заемщика – таким образом снижается уровень кредитного риска при потребительском кредитовании.
На следующем этапе АРБР намерена обратиться в Банк России, чтобы рекомендации по использованию паспорта кредита получили общебанковский характер. Затем, с учетом положительного Европейского опыта, форма паспорта кредита может быть закреплена в законе "О потребительском кредитовании", который в настоящее время рассматривается Государственной Думой.
Комментирует директор департамента розничного бизнеса Москоммерцбанка Алексей Филин:
- Инициатива в целом полезная. Введение такого документа унифицирует формат и содержание данных о кредите, которые банк сообщает потенциальному заемщику, будет способствовать повышению информированности клиентов о параметрах продукта, облегчит для людей процесс сравнения кредитных предложений разных банков для оптимального выбора наиболее подходящего продукта. Здесь, безусловно, есть свои "узкие места" и вопросы, которые необходимо разрешать и урегулировать. Не будет ли "Паспорт потребкредита" дублировать и без того большое количество различных инструкций и требований регуляторов к раскрываемой банками кредитной информации, не превратится ли в фиктивную бумагу, не несущую никакой практической значимости, и другие. Но в целом, повторим, проект здравый, приблизит потребительское кредитование к европейским стандартам.
Звонок по России бесплатный
Почта для приема обращений
Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы
Благодарим за обращение. Ваша заявка принята
Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дняПредоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно