16.01.2012

Гири для автомобилей

В 2012 году российских водителей ждет немало неприятных сюрпризов.

Если у человека есть деньги на автомобиль и его обслуживание, значит, он имеет лишнее. Видимо, так рассуждают чиновники, придумывающие все новые и новые налоги для автомобилистов и опосредованно всех остальных жителей России. Действительно, в случае падения цен на нефть государству негде будет пополнить бюджет, кроме как за счет увеличения разного рода налогов. Именно поэтому многие намерения работников аппарата, над которыми мы могли даже посмеяться в прошлом году в силу их фантастичности, в году наступившем могут пройти три чтения в Госдуме и стать реальностью. Чего только стоит предложение увеличить годовой налог для автомобилистов до 50 тыс. рублей, в зависимости от пробега, который будет отсчитываться при помощи ГЛОНАСС.

Данная инициатива прописана в транспортном разделе проекта обновления "Стратегии-2020". В справедливости такого решения сомневаются многие. "Сегодня в России самые крупные плательщики транспортного налога, как правило, владельцы дорогих машин, которые вдобавок владеют еще несколькими машинами, но ездят на них не так часто. Если налоги будут рассчитываться в зависимости от километража, то это ударит по основной массе граждан с недорогими машинами", - считает налоговый юрист Максим Лякишев. Но за подобную фискальную меру выступает директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев, который не стал вмешивать в дело налогообложения высокие технологии, а взял количество машин в Москве да и поделил на закладываемый на дороги города бюджет. Получилось по 35 тыс. рублей в год с каждого автомобиля. Пока, к счастью, над этими предложениями можно посмеяться, чего не скажешь о повышении акцизов на топливо, подорожании автомобилей и запчастей к ним, о возможном скором подъеме процентных ставок по кредитам, о подорожании ОСАГО или о введении в эксплуатацию практически безальтернативных платных дорог, о появлении экологического налога на автомобили или о повышении штрафов, что уже произошло. И все это в течение наступившего 2012 года.

Возьмем, к примеру, подорожание автомобилей и запчастей к ним, с которым мы уже столкнулись, понятно и объяснимо: инфляция. Но дорожают не все марки и модели, а значит, есть и другие причины поднимать цены. Заметный рост стоимости начался еще в конце прошлого года и только в октябре составил 5%. "Причиной подорожания запчастей, которое периодически наблюдается на рынке, в частности, в конце прошлого и начале этого года, могут быть разные факторы. Во-первых, это компенсация инфляционной составляющей, что вполне понятно и касается всех товаров. Во-вторых, что тоже уже стало привычным, это такой тренд: периодически все должно дорожать. В-третьих, латание дыр в бюджете компаний, которые были сделаны либо рекламным отделом, либо из-за каких-то допущенных грубых ошибок в менеджменте. Некоторые фирмы позволяют себе решать данные проблемы за счет своих клиентов", - говорит заместитель генерального директора компании "Трансдекра" Дмитрий Скачков.

Но это едва ли не единственное подорожание, которое так или иначе диктуется рынком. В остальном наши расходы увеличивает государство, например, вводит новые налоги. Так, Минпромторг намерен внести очередные изменения в Налоговый кодекс РФ, которые будут касаться экологических норм выхлопа автомобилей: чем "грязнее" норма, тем больше налог. Пока конкретные суммы не озвучиваются. Ничего не говорится и о том, заменит ли новый налог транспортный, или оба будут существовать параллельно. Это главный вопрос, ответ на который неоднозначен. "Экологический налог пока вводится только в Московском регионе. Как мне сказал господин Рахманов (глава департамента автопромышленности Минпромторга РФ - "Профиль" ), делаться это будет постепенно, но вводиться этот налог будет в любом случае. Правда пока не известно, сколько он составит. Сам я к этому налогу отношусь хорошо, но хотелось бы, чтобы тогда и к транспортному налогу власти отнеслись честно. Если вы вводите экологический налог, повышаете акцизы на топливо и при этом оставляете начисляемый транспортный налог, в котором, по сути, ничего не изменилось, то это просто абсурдно! Уберите транспортный налог! Если экологический налог будет вводиться постепенно, подвигая людей к покупке более современных, экологичных и экономичных автомобилей, то противиться этому никто, я думаю, не будет. Но сомневаюсь, что обойдется без абсурда. Яркий пример - все тот же транспортный налог, который не был отменен с повышением акцизов на топливо. При сегодняшнем распределении денежных средств, при нынешних сборах с автовладельцев, я думаю, что экологический налог - это только очередное вытягивание денег", - говорит президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. В результате можно говорить о совершенно новом налоге, который вскоре появится сперва в Москве, а затем и во всей остальной России.

Подорожает в этом году и ОСАГО. И снова пока не известны ни суммы, ни ширина ценового коридора. Решиться судьба обязательной страховки должна в марте - апреле, после обсуждения в Государственной думе. Повышение базового страхового тарифа произойдет не на пустом месте, а вследствие увеличения лимитов выплат. "Минфин России подготовил законопроект по увеличению страховых сумм по ОСАГО. Предлагается, что лимит, связанный с причинением вреда имуществу потерпевшего, будет увеличен со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, а по причинению вреда жизни и здоровью - со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Кроме того, серьезно меняется и порядок осуществления страховых выплат при причинении вреда жизни или здоровью. Сейчас выплаты производятся только в размере понесенных расходов, а согласно законопроекту, будут осуществляться в размере фиксированных сумм. Все это предполагает значительное увеличение объема выплат и, как следствие, увеличение тарифов. По нашим оценкам, среднее увеличение базового страхового тарифа для всех типов транспортных средств может составить 58%. Сейчас законопроект находится на доработке в Минфине", - комментирует начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов. Таким образом, базовый тариф может увеличиться с нынешних 1980 рублей до 3000 рублей и более.

Но подорожает не только страхование автомобиля, но и покупка его в кредит. Связано это будет с тем, что после марта наступившего года Центробанк перестанет сдерживать курс рубля, что, по мнению банкиров, приведет к девальвации в 20 - 25%. Пока же повышения ставок ожидать не стоит, и вот почему. "Пока наблюдается стагнация рынка, отчего банки не увеличивают ставки по автокредитам. Все ждут, как на это будет реагировать рынок. В ноябре - декабре прошлого года продажи автомобилей, несмотря на традиционный сезонный всплеск покупательской активности, наоборот падали. Чего теперь ждать от клиента? К тому же сейчас начнутся распродажи автомобилей 2011 года выпуска - со скидками, под особые проценты. В этот период ставки вряд ли будут повышаться. Дальше все будет зависеть от ситуации на рынке. Если рубль отпустят или произойдет какой-то иной негативный всплеск, то, безусловно, ставки начнут расти", - объясняет заместитель директора департамента розничного бизнеса Москоммерцбанка Виктор Хребет.

Еще одна химера - платные дороги, строительство которых идет полным ходом: красногорская платная дорога, участок МКАД - Ногинск, объездная дорога в Одинцово, трасса Москва - СанктПетербург, северный объезд Москвы, Малое московское кольцо, которое не строится, а превращается в платную трассу, Осташковское шоссе, участки МКАД - Новорязанское шоссе и МКАД - Малое московское кольцо между Калужским и Варшавским шоссе, путепровод на станции электропоездов Чкаловская и путепровод возле деревни Перхушково. Более того, после принятия в ноябре поправок в закон "Об автомобильных дорогах" платным может стать любой отрезок дороги на усмотрение местных властей. Столкнуться с необходимостью платить за проезд по той или иной безальтернативной дороге автомобилисты могут уже в этом году, летом или осенью. "Платные дороги могут строить только частные фирмы - во всех государствах мира, где бы эти платные дороги ни строились. Государство их никогда не делало, даже в Соединенных Штатах. Государство лишь дает право предпринимателям строить платные дороги, но при этом оно устанавливает верхний предел стоимости проезда по этим дорогам и тщательно следит за выполнением условий со стороны частной фирмы. Что происходит у нас: создана госкорпорация "Росавтодор", которой дают деньги, за которые она даже не должна отчитываться, а прибыль корпорация тратит на строительство новых платных дорог. При этом платная дорога всегда должна иметь бесплатную альтернативу, а нам говорят: если у нас будет сеть платных дорог, то будет развиваться и инфраструктура. Ничего этого не будет. Мы все прекрасно понимаем, что делается это все только для того, чтобы осваивать бюджетные средства", - критикует Сергей Канаев. Действительно, строить платные дороги с использованием бюджетных средств - это по крайней мере нелогично. Тем не менее, судя по намерениям "Автодора", в этом году платными могут стать 1380 км федеральных дорог. Речь идет о взимании более 2 рублей за каждый километр платной трассы.

И, в заключение, продолжают повышаться штрафы за нарушение ПДД. Так, "подорожал" проезд на красный свет, заезд за стоп-линию, выезд на перекресток, если за ним образовался затор. Но, по мнению экспертов, больше порядка на дорогах от этого не станет. Штрафы уже давно не действуют и не стимулируют большинство водителей. Все дело в психологии и воспитании. "Повышение штрафов - это фискальная политика государства по отношению к нарушителям. Нарушил правила - должен заплатить.

Это нормальная ситуация фискальности. Во всех странах штрафы таковы, что пугают человека, не дают нарушать правила. В нашей же стране, поскольку нет традиции законопослушания, это не действует. Нам навязана либерально-протестантская мораль, и совесть уже не является рычагом воздействия. Молодежь становится все более дерзкой и непослушной, и ее любые рамки расстраивают, независимо от того, сколько приходится платить за нарушение: "Плевать мне на вас и ваши правила, я сейчас нарушу". Наоборот, появляется задор. Данное непослушание существует уже на уровне установки сознания. С этим нужно работать. В отношении же тех граждан, которые постарше, кому за сорок, штрафы и их повышение могут работать", - объясняет профессор факультета психологии МГУ доктор психологических наук Лидия Матвеева. У повышения штрафов много побочных эффектов, как подметил директор издательского дома "Новости автобизнеса" Роман Гуляев: "Главное, чтобы в этом случае инспекторы смогли отличить взаимную вежливость участников дорожного движения от наглости".

Наступивший високосный год вполне оправдает свою неблагоприятность. Ездить станет существенно дороже, кредиты перестанут быть выгодными, ремонт и обслуживание превратятся в головную боль, а владеть неэкологичной "старушкой", которых у нас 70% автопарка страны, будет слишком накладно. Государство судорожно собирает деньги, вводя, откровенно говоря, настоящие поборы, причем по нескольку раз за одно и то же. Как к этому отнестись? Вопрос весьма сложный, но наша реакция вполне предсказуема, и снова слово психологии и Лидии Матвеевой: "Реакция людей на увеличение налогов и штрафов всегда разная. Если человек культурный, образованный, то он понимает, что это связано не с вредностью правительства, а с кризисом, который мы сейчас переживаем. Что касается менее образованных и продвинутых людей, то они относятся ко всякого рода повышениям в зависимости от своего темперамента. Более спокойные меланхолики и флегматики считают, что так уж печально устроена жизнь, а холерики и сангвиники будут драться, кусаться и всячески обижаться и уклоняться от налогов. Как писал Рокфеллер, самое ценное, что он оставил своим потомкам, это умение уходить от налогов. Если налоги слишком велики, от них стараются просто уклониться, используя различные ресурсы, начиная от блата и заканчивая интеллектом".

Лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций № 3365 от 17.12.2014 г.
8 (800) 1000 363

Звонок по России бесплатный

org@moskb.ru

Почта для приема обращений

Подключение эквайринга
Получить консультацию
Получить консультацию
Заявка
пол:
Допустимый возраст клиента - от 21 до 69 лет.
Заявка на ипотеку
Заявка на встречу
Задать вопрос
ваш статус:
Оставить обращение
ваш статус:
Прикрепить файл к сообщению (JPG, PNG, PDF)
Прикрепите документы подтверждающие наличие проблемы (выписки, скриншоты и т.д.) Общий размер файлов не должен превышать 10 MB
Оставить отзыв
Подписаться на снижение цены
Предложить свою цену
Оставить заявку

Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

Анонимное сообщение
Заказ наличных денег
Заказать обратный звонок
Забрать вклад
Спасибо!

Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня

Предоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно