03.06.2009

Падение с высоты птичьего полета

Автомобиль снова превратился в роскошь. Виной тому — невозможность купить его в кредит. Чтобы лучше понять, что творится на рынке автокредитования сегодня, давайте посмотрим на его докризисный вариант.

Уже далекий 2007

В том году в России было продано 2,4 млн. авто, из них 1,15 млн. — в кредит. Если исчислять продажи машин в кредит не в штуках, а в деньгах, то появляется кругленькая сумма в $16 млрд.! Средний же размер кредита составлял $13 900. Главное, что делало тот год раем для автокредитования — практически полное отсутствие отказов в выдаче — всего-то 3%. И как отказать мужчине в возрасте от 25 до 45 лет, пусть он даже женат и имеет одного или двух детей, ведь у него есть работа и зарплата порядка $1 500 в месяц. Именно такой портрет заемщика был дан аналитическим агентством "Автостат".

Таких выгодных условий на покупку машины в России никогда не было: первоначальный взнос от 10%, процентная ставка от 9% до 14%, срок кредитования — от 1 года до 5 лет. Достаточно было иметь в кармане 50 000 рублей и ещё тысяч 30–40 на страхование по КАСКО, чтобы уехать из салона на новеньком автомобиле. Но вот настал 2008 год.

Неожиданный 2008

Этот год стоит разделить на две части: до осени и осень-зима. В начале года рост рынка автокредитования был невероятно стремительным, и многие специалисты говорили о том, что в кредит будет продаваться уже 60% или 70% автомобилей. Шутка ли: за первые 6 месяцев было выдано 70% кредитов от объема всего 2007 года!

Начиная с сентября, когда начался мировой финансовый кризис, кредитный рынок буквально рухнул. Показатели упали чуть ли не в десятки раз. Те самые 70% объема от 2007 года за первую половину 2008-го года оказались львиной долей, а точнее, 2/3 всех выданных в 2008 году кредитов. Многие банки, желая снизить риски, ушли из сегмента кредитования подержанных автомобилей, существенно пересмотрели условия займов и ввели строгий отбор кредитных заявок.

В итоге автокредитование перестало быть таким заманчивым, как в начале года. Сроки кредитования стали меньше, как и выдаваемые суммы. Вот как выглядят условия выдачи кредита на покупку автомобиля: срок кредитования: от 6 месяцев до 3 лет, первоначальный взнос — от 30%, максимальный размер кредита — 1 000 000 рублей, процентная ставка — от 24% до 26% годовых. При этом мораторий и комиссия за досрочное погашение кредита исчезли.

Вот как обо всем этом говорит Виктор Хребет, директор департамента автокредитования Москоммерцбанка: "В конце 2008 — начале 2009 г. банки, осуществляющие кредитование автотранспорта можно было посчитать по пальцам. Банки откорректировали свои программы автокредитования в сторону ужесточения условий. Это относиться не только к требованиям, которые предъявляются к заемщику, но и к требованиям к автомобилю, на который выдаются деньги: некоторые банки и вовсе отказались от кредитования подержанного или коммерческого транспорта, а также эксклюзивных автомобилей".

Решающий 2009

С наступлением весны рынок автокредитования несколько оживился, но о каком-то буме речи не идет. "Рынок фактически вернулся на уровень 2004 года, отличие лишь в том, что игроков стало значительно больше", — комментирует ситуацию господин Хребет.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 4 месяца текущего года продажи новых автомобилей в России снизились на 44%. При этом в апреле они и вовсе упали на рекордные 53%. Главный двигатель продаж, автомобильный кредит, практически перестал работать. Виной тому стали высокие процентные ставки, отпугивающие заемщиков, а также нестабильная ситуация в стране. "Будут ставки расти или снижаться, зависит от текущей конъюнктуры рынка. Могу сказать только, что не вижу в краткосрочной перспективе поводов для существенного снижения ставок. Да и существенное увеличение вряд ли произойдет — банки уже адаптировали кредитные программы к текущим реалиям. А также все понимают, что, сделав ставки не подъемными для заемщиков, можно получить не увеличение доходности, а увеличение дефолтного портфеля", — дает оценку происходящему Виктор Хребет.

К делу восстановления рынка автокредитования подключилось и правительство России. В частности, запущена программа субсидирования процентных ставок. Вслед за государством на субсидирование идут и крупные автопроизводители, чтобы как-то стимулировать продажи своих машин. Субсидия составляет 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка. Иными словами, 2/3 процентной ставки ЦБ за заемщика оплачивает либо государство, либо автопроизводитель.

Есть ли эффект?

"Программа субсидирования, утвержденная Правительством РФ предполагает выделение суммы в 6 млрд. рублей в течение 3-х лет или 2 миллиарда рублей в год. Этих денег хватит на выдачу около 130–150 000 льготных кредитов, а всего в прошлом году на территории РФ, было произведено около 1 200 000 легковых автомобилей. Один только АвтоВАЗ произвел в прошлом году около 700 000 машин. То есть 130 000 — это чуть более 10% всего рынка. Это совсем небольшая цифра, даже учитывая тот факт, что в этом году рынок может снизиться вдвое. А если будет принято предложение Минпромторга об увеличении стоимости субсидируемых автомобилей с 350 тыс. рублей до 600 000 рублей, то цифры будут ещё ниже", — пояснил нам директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет.

На данный момент по программе субсидирования продаются только ВАЗы и Renault Logan, остальные же марки и модели автомобилей, попадающие под программу субсидирования, не продаются. Но происходит это не по причине отсутствия на авто устойчивого спроса, а по причине отсутствия машин в наличии в автосалонах. Автомобили в недорогих комплектациях (до 350 000 рублей) редко бывают у дилеров в наличии. Отсюда и предложение увеличить стоимость субсидируемых автомобилей до 600 000 рублей. "С начала апреля, когда стартовала программа, принято всего 12 000 заявок на выдачу „льготных“ автокредитов, а одобрено только 4 000, а это чуть больше 3% от проданных в апреле новых автомобилей", — привел статистику господин Хребет.

Руководители большинства банков делают одинаковый прогноз: выход рынка автокредитования из кризиса начнется, вероятно, либо этим летом, либо в конце года, но это зависит от уровня доходов россиян, инфляции и динамики курсов валют.


Лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций № 3365 от 17.12.2014 г.
8 (800) 1000 363

Звонок по России бесплатный

Подключение эквайринга
Получить консультацию
Получить консультацию
Заявка
пол:
Допустимый возраст клиента - от 21 до 69 лет.
Заявка на ипотеку
Заявка на встречу
Задать вопрос
ваш статус:
Оставить обращение
ваш статус:
Прикрепить файл к сообщению (JPG, PNG, PDF)
Прикрепите документы подтверждающие наличие проблемы (выписки, скриншоты и т.д.) Общий размер файлов не должен превышать 10 MB
Оставить отзыв
Подписаться на снижение цены
Предложить свою цену
Оставить заявку

Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

Отклик на вакансию

Мы рассмотрим Ваше резюме и свяжемся в случае необходимости

Анонимное сообщение
Заказ наличных денег
Заказать обратный звонок
Забрать вклад
Спасибо!

Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня

Предоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно