Автомобиль снова превратился в роскошь. Виной тому — невозможность купить его в кредит. Чтобы лучше понять, что творится на рынке автокредитования сегодня, давайте посмотрим на его докризисный вариант.
Уже далекий 2007
В том году в России было продано 2,4 млн. авто, из них 1,15 млн. — в кредит. Если исчислять продажи машин в кредит не в штуках, а в деньгах, то появляется кругленькая сумма в $16 млрд.! Средний же размер кредита составлял $13 900. Главное, что делало тот год раем для автокредитования — практически полное отсутствие отказов в выдаче — всего-то 3%. И как отказать мужчине в возрасте от 25 до 45 лет, пусть он даже женат и имеет одного или двух детей, ведь у него есть работа и зарплата порядка $1 500 в месяц. Именно такой портрет заемщика был дан аналитическим агентством "Автостат".
Таких выгодных условий на покупку машины в России никогда не было: первоначальный взнос от 10%, процентная ставка от 9% до 14%, срок кредитования — от 1 года до 5 лет. Достаточно было иметь в кармане 50 000 рублей и ещё тысяч 30–40 на страхование по КАСКО, чтобы уехать из салона на новеньком автомобиле. Но вот настал 2008 год.
Неожиданный 2008
Этот год стоит разделить на две части: до осени и осень-зима. В начале года рост рынка автокредитования был невероятно стремительным, и многие специалисты говорили о том, что в кредит будет продаваться уже 60% или 70% автомобилей. Шутка ли: за первые 6 месяцев было выдано 70% кредитов от объема всего 2007 года!
Начиная с сентября, когда начался мировой финансовый кризис, кредитный рынок буквально рухнул. Показатели упали чуть ли не в десятки раз. Те самые 70% объема от 2007 года за первую половину 2008-го года оказались львиной долей, а точнее, 2/3 всех выданных в 2008 году кредитов. Многие банки, желая снизить риски, ушли из сегмента кредитования подержанных автомобилей, существенно пересмотрели условия займов и ввели строгий отбор кредитных заявок.
В итоге автокредитование перестало быть таким заманчивым, как в начале года. Сроки кредитования стали меньше, как и выдаваемые суммы. Вот как выглядят условия выдачи кредита на покупку автомобиля: срок кредитования: от 6 месяцев до 3 лет, первоначальный взнос — от 30%, максимальный размер кредита — 1 000 000 рублей, процентная ставка — от 24% до 26% годовых. При этом мораторий и комиссия за досрочное погашение кредита исчезли.
Вот как обо всем этом говорит Виктор Хребет, директор департамента автокредитования Москоммерцбанка: "В конце 2008 — начале 2009 г. банки, осуществляющие кредитование автотранспорта можно было посчитать по пальцам. Банки откорректировали свои программы автокредитования в сторону ужесточения условий. Это относиться не только к требованиям, которые предъявляются к заемщику, но и к требованиям к автомобилю, на который выдаются деньги: некоторые банки и вовсе отказались от кредитования подержанного или коммерческого транспорта, а также эксклюзивных автомобилей".
Решающий 2009
С наступлением весны рынок автокредитования несколько оживился, но о каком-то буме речи не идет. "Рынок фактически вернулся на уровень 2004 года, отличие лишь в том, что игроков стало значительно больше", — комментирует ситуацию господин Хребет.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 4 месяца текущего года продажи новых автомобилей в России снизились на 44%. При этом в апреле они и вовсе упали на рекордные 53%. Главный двигатель продаж, автомобильный кредит, практически перестал работать. Виной тому стали высокие процентные ставки, отпугивающие заемщиков, а также нестабильная ситуация в стране. "Будут ставки расти или снижаться, зависит от текущей конъюнктуры рынка. Могу сказать только, что не вижу в краткосрочной перспективе поводов для существенного снижения ставок. Да и существенное увеличение вряд ли произойдет — банки уже адаптировали кредитные программы к текущим реалиям. А также все понимают, что, сделав ставки не подъемными для заемщиков, можно получить не увеличение доходности, а увеличение дефолтного портфеля", — дает оценку происходящему Виктор Хребет.
К делу восстановления рынка автокредитования подключилось и правительство России. В частности, запущена программа субсидирования процентных ставок. Вслед за государством на субсидирование идут и крупные автопроизводители, чтобы как-то стимулировать продажи своих машин. Субсидия составляет 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка. Иными словами, 2/3 процентной ставки ЦБ за заемщика оплачивает либо государство, либо автопроизводитель.
Есть ли эффект?
"Программа субсидирования, утвержденная Правительством РФ предполагает выделение суммы в 6 млрд. рублей в течение 3-х лет или 2 миллиарда рублей в год. Этих денег хватит на выдачу около 130–150 000 льготных кредитов, а всего в прошлом году на территории РФ, было произведено около 1 200 000 легковых автомобилей. Один только АвтоВАЗ произвел в прошлом году около 700 000 машин. То есть 130 000 — это чуть более 10% всего рынка. Это совсем небольшая цифра, даже учитывая тот факт, что в этом году рынок может снизиться вдвое. А если будет принято предложение Минпромторга об увеличении стоимости субсидируемых автомобилей с 350 тыс. рублей до 600 000 рублей, то цифры будут ещё ниже", — пояснил нам директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет.
На данный момент по программе субсидирования продаются только ВАЗы и Renault Logan, остальные же марки и модели автомобилей, попадающие под программу субсидирования, не продаются. Но происходит это не по причине отсутствия на авто устойчивого спроса, а по причине отсутствия машин в наличии в автосалонах. Автомобили в недорогих комплектациях (до 350 000 рублей) редко бывают у дилеров в наличии. Отсюда и предложение увеличить стоимость субсидируемых автомобилей до 600 000 рублей. "С начала апреля, когда стартовала программа, принято всего 12 000 заявок на выдачу „льготных“ автокредитов, а одобрено только 4 000, а это чуть больше 3% от проданных в апреле новых автомобилей", — привел статистику господин Хребет.
Руководители большинства банков делают одинаковый прогноз: выход рынка автокредитования из кризиса начнется, вероятно, либо этим летом, либо в конце года, но это зависит от уровня доходов россиян, инфляции и динамики курсов валют.
Звонок по России бесплатный
Почта для приема обращений
Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы
Благодарим за обращение. Ваша заявка принята
Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дняПредоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно