Банки вновь активизируются на рынке автокредитования
Мировой финансовый кризис серьезно подорвал российский рынок продаж автомобилей в кредит. За первый квартал этого года, по оценкам банков, количество автокредитов упало минимум в два раза. Серьезно ужесточились требования к заемщикам, исчезли заманчивые предложения кредитов без первоначального взноса.
Рынок фактически вернулся на уровень 2004 года, говорят банкиры. И только сейчас он начинает оживать. Помочь ему пытается государство, запустившее в апреле через несколько госбанков программу льготного кредитования на покупку недорогих автомобилей. Эксперты предсказывают появление до конца года и других новых интересных автокредитных продуктов. Однако до возращения на утраченные позиции рынку пока еще очень далеко.
Автопром берет кредиты
в свои руки
Многие автомобильные концерны в последнее время заявили о введении в России собственных специальных программ автокредитования с льготной процентной ставкой. При этом ставка может быть снижена не только на две трети от ставки рефинансирования, но и заметно ниже - вплоть до нуля. Производители готовы сами компенсировать банкам процентные ставки, под которые те выдают кредиты на покупку автомобилей.
Так, General Motors совместно с Альфа-банком, Сбербанком, Райффайзенбанком и Юникредитбанком предлагает до 30 июня 2009 года специальные цены на новые автомобили Chevrolet, Opel и Saab. Программа позволяет приобрести автомобиль в кредит по сниженной процентной ставке, которая по ряду моделей доходит до нуля годовых.
Volkswagen дает рублевые кредиты на все модификации Volkswagen Passat под 3,9% годовых и на Volkswagen Tiguan - под 9,9% годовых. У Renault также нулевой кредит на все модели Renault Logan. Недавно объявил о программе с нулевой процентной ставкой и Nissan. Большинство подобных программ действует до июня.
Специальные предложения появляются на автомобили, которые можно купить со скидкой в рамках госпрограммы поддержки отечественной автопромышленности. Так, АвтоВАЗ запустил программу субсидирования ставки по кредиту на весь свой модельный ряд, где ставка составляет от 6,9 до 12,9% годовых. При этом кредиты по такой ставке можно взять в Русфинансбанке и "Уралсибе". Позднее к ним присоединятся ВТБ24 и Газпромбанк. Группа ГАЗ с апреля продает российские внедорожники UAZ в кредит с нулевой процентной ставкой.
Несмотря на то что программы анонсируются как абсолютно новые, на рынке и до кризиса существовали подобные схемы. Так, еще в 2007 году официальный представитель Renault в России - ОАО "Автофрамос" совместно с "РН Финанс Рус", дочерним банком группы Renault, и Международный московский банк в рамках программы
Renault Credit предлагали специальные условия приобретения в кредит автомобилей Renault: Megane, Symbol, Scenic, Laguna, Vel Satis, Kangoo и Espace по ставке от 0% в рублях или долларах США. При первоначальном взносе от 40% стоимости автомобиля процентная ставка составляла от 0 до 5,9% годовых в долларах США или от 0 до 7,9% годовых в рублях. Разница между льготной процентной ставкой и процентной ставкой банка субсидировалась производителем.
Другой популярной схемой стимулирования продаж было субсидирование разницы между льготной процентной ставкой и ставкой банка путем предоставления дилерам скидки на автомобиль. Так, в 2007 году, например, Международный московский банк и официальный дилер Volvo "Обухов Автоцентр" предлагали специальные условия на покупку в кредит новых автомобилей Volvo в Москве. Они предоставляли кредит на срок до трех лет с диапазоном процентных ставок от 6% годовых при размере первоначального взноса от 40% стоимости машины и до 9% годовых при оформлении кредита без первоначального взноса.
С осени 2008 года банки стали менее охотно выдавать кредиты. В первую очередь они свернули кредиты без первоначального взноса и ипотеку на первичное жилье. Однако затем стали заметно снижаться и объемы выдачи автокредитов. Причиной стало снижение уровня доходов населения и девальвация рубля.
По данным рекрутингового агентства "Империя кадров", с февраля 2008 года по март 2009-го зарплаты снизились в разных секторах экономики России на 10--40%. Зарплаты служащих среднего звена, которые как раз и были основными покупателями автомобилей в кредит, упали за это время на 20--30%.
На этом фоне усиливалась тенденция падения продаж автомобилей. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за четыре месяца 2009 года продажи новых автомобилей в России снизились на 44%. При этом в апреле они упали на рекордные 53%. "Фактор сезонности уже не работает: традиционного весеннего роста продаж в этом году не было", - отмечает заместитель начальника департамента розничных продаж Русского банка развития Сергей Костюков.
Невыносимая жесткость
Падение объемов автокредитования объясняется резким ужесточением условий выдачи таких кредитов. В первую очередь клиентов отпугивают повысившиеся проценты по кредитам. По оценке заместителя начальника управления розничных операций банка "Возрождение" Александра Васильева, средние ставки по автокредитам в апреле 2009 года составили в рублях 25%, в долларах и евро - около 16%. При этом еще осенью 2008 года средняя ставка по автокредитам составляла 14% в рублях, 12% в валюте.
"Среднюю ставку по рынку определить довольно сложно, ведь она во многом зависит от условий кредита, а также от приобретаемого автомобиля (нового или подержанного). В целом можно говорить о ставках 18--20% в рублях, в валюте они, как правило, на 4--5% меньше", - считает руководитель группы кредитных продуктов BSGV Екатерина Забелина.
"Средний размер кредита по рынку на сегодняшний день колеблется в пределах 450--500 тыс. рублей. Основной спрос сместился в сторону автомобилей среднего ценового сегмента и экономкласса", - отмечает вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев.
При этом заемщики предпочитают брать кредиты в рублях. Если еще год назад существовали региональные различия в выборе заемщиками валюты автокредита, то сейчас выбор клиента склоняется в пользу российской валюты, говорят банкиры. Несмотря на укрепление рубля в последнее время и на то, что валютные ставки, как правило, ниже, россияне хорошо запомнили урок зимней девальвации. Выяснив, насколько может взлететь размер обязательств, взятых в иностранной валюте, они предпочитают не рисковать.
"В основном кредиты сегодня выдаются в рублях, так как у населения все еще сильны девальвационные ожидания", - говорит начальник управления потребительского и автокредитования ОТП банка Денис Сергеев.
Кроме повышения ставок банки ужесточили требования к общему стажу работы и, в частности, стажу на последнем месте работы, возрасту, кредитной истории, наличию иждивенцев, к сфере деятельности работодателя. Если раньше, например, риэлторы были желанными клиентами любого банка, то теперь продавцы квартир все чаще наталкиваются на отказ в автокредите. Профессии, связанные со строительством, банкиры вообще причисляют теперь к числу потенциально самых опасных.
Во многих банках требования по первоначальному взносу стали доходить до 20--30% стоимости автомобиля. "При оценке заемщика сегодня на первый план выходят доходы. Рассчитывать на автокредит сегодня в большинстве российских банков могут лишь клиенты с "белой" зарплатой", - говорит Александр Васильев.
Впрочем, часть банков готова пойти на некоторое послабление по отношению к заемщикам: принимать на рассмотрение справки о доходах, составленные не только по форме 2-НДФЛ (налог на доходы физических лиц), но и в произвольной форме. В то же время ряд банков просто отказался от кредитования подержанных автомобилей и коммерческого автотранспорта, отмечает Сергей Костюков.
В основном же кредит получают мужчины в возрасте от 28--40 лет, имеющие стабильную работу и семью. Зачастую это служащие крупных компаний, отмечают в банке BSGV.
Льготный проезд
Весной правительство объявило о запуске государственной программы льготного автокредитования. В трех госбанках - Сбербанке, ВТБ24 и Россельхозбанке - можно получить кредит на покупку произведенного в России автомобиля стоимостью не выше 350 тыс. рублей и входящего в специальный список Минпромторга.
Первоначальный платеж в этой программе составляет не менее 30% стоимости автомобиля, а срок кредита должен быть не более трех лет. Процентная ставка по госпрограмме составляет разницу между действующей публичной ставкой банка по соответствующему продукту автокредитования и 2/3 ставки рефинансирования ЦБ на дату выдачи кредита. Ставка рефинансирования на сегодня составляет 12%.
"Таким образом, минимальная ставка по автокредитам в рамках госпрограммы составляет 10%, в то время как минимальная ставка по действующим базовым продуктам автокредитования составляет 18%", - говорит вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев.
Спрос на льготные автокредиты в банке достаточно высокий, так как экономия на кредите получается в среднем в два раза, отмечает он.
По прогнозам Минпромторга, всего по такой схеме будет продано за 2009 год 145--150 тыс. авто. Пока, по данным ведомства, с момента старта программы (начало апреля) все три банка - ее участника приняли лишь 11,8 тыс. заявок на выдачу таких автокредитов. Из них пока одобрено только 4 тыс. И даже на нынешнем сильно просевшем рынке от общего числа автомобилей эти 4 тыс. - лишь капля в море. Они составляют всего 2,9% проданных за прошлый месяц новых автомобилей.
И хотя банкиры утверждают, что отказов мало, меняющиеся условия жизни могут не позволить человеку получить даже такой льготный кредит. "Причины отказов аналогичны отказам по базовым автокредитам", - говорят в ВТБ24. Одна из наиболее частых причин - недостаточный уровень доходов заемщика. К тому же берущему кредит гражданину стоит помнить, что важно не только набрать денег на первый взнос, но и заплатить за целый ряд сопутствующих услуг.
Например, далеко не все желающие воспользоваться программой знают, что при оформлении кредита по государственной программе страховой полис каско не включается в тело кредита и оплачивается отдельно за наличный расчет.
Другие пути
Как бы то ни было, пока должного эффекта программа льготного кредитования не дает. Возможно, российским властям стоило бы обратиться к зарубежному опыту. В качестве образца эксперты рекомендуют немецкий вариант.
Немецкая программа поддержки автопрома заключается в том, что за старую машину в возрасте девяти лет и старше владелец получает компенсацию в 2,5 тыс. евро при покупке нового автомобиля. При этом условия программы допускают прием машины в любом состоянии. Эта схема дала блестящие результаты: в апреле 2009 года продажи в Германии выросли на 19,4% (до 380 тыс. авто) при том, что в целом по Западной Европе продажи сократились больше чем на 17%.
Впрочем, в последнее время улучшение ситуации происходит и на авторынке Франции и Италии, которые также ввели премии за утилизацию старых машин. Такая программа, убеждены банкиры, стала бы намного более понятной и востребованной потребителями и у нас.
В любом случае государство уже обратило внимание на недостаточную эффективность программы льготного кредитования. Минпромторг на днях предложил внести в нее заметные изменения.
Он предлагает поднять с 350 тыс. до 600 тыс. рублей максимальную цену покупаемого автомобиля и снизить минимальный первоначальный взнос с 30 до 15% стоимости машины. Правда, при этом размер субсидирования ставки остается прежним - 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. При ее нынешнем значении дисконт составляет 8%. Таким образом, покупая сейчас автомобиль в рамках госкредитования, клиент экономит до 28 тыс. рублей. Если максимальная сумма кредита будет увеличена до 600 тыс., экономия составит до 48 тыс.
Также министерство выступает за продление максимального срока погашения кредитов до 36 месяцев (сейчас кредит должен быть возвращен до декабря 2011 года) и за предоставление возможности покупать не только легковые, но и легкие коммерческие автомобили.
Банкиры приветствуют возможное повышение максимального размера кредита. Сегодня клиенты, приходя в автосалон, сталкиваются с тем, что, например, автомобили Ford Focus и Chevrolet Niva в той комплектации и по той цене, которая заявлена в программе субсидирования, просто отсутствуют, говорит директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет. Если брать Ford Focus в трехдверном кузове с двигателем 1,8 л без кондиционера и с минимальным набором опций, то срок его ожидания составит четыре месяца, при этом его цена составит у крупного московского автодилера 500 тыс. рублей. Что касается имеющихся в наличии автомобилей, то они стоят 500--600 тыс. рублей. Моделей в базовой комплектации нет в наличии практически ни у одного дилера, а срок ожидания автомобиля под заказ, например у Volkswagen, составляет около четырех месяцев.
В случае же принятия правительством предложенных Минпромторгом изменений в программу субсидирования у потребителей появится более широкий выбор марок и моделей автомобилей, которые могут уложиться по стоимости в рамки программы. Например, можно будет купить UAZ Patriot, Volga Siber, большинство комплектаций Ford Focus, а также собранные в России Volkswagen Polo, Fiat или Skoda Octavia. Кроме того, при условии небольшого снижения стоимости сюда же теоретически могут попасть Ford Mondeo или Volkswagen Jetta. Также это нововведение позволило бы расширить количество банков - участников программы субсидирования.
Впрочем, по словам экспертов, стоило бы также рассмотреть предложение об увеличении размера средств, субсидируемых государством, так как если раньше предполагалось стимулировать продажу около 120--140 тыс. автомобилей, произведенных на территории нашей страны, то с учетом предлагаемых условий цифра будет значительно ниже. Правда, пока поправки не одобрены правительством, возможны любые изменения предложений Минпромторга.
Пособники возврата
Автокредиты в кризис не только непросто получать, но порой и нелегко обслуживать. При потере работы эта проблема встает перед многими. И в отличие от ипотечного кредита, где объектом залога выступает недвижимое имущество, являющееся для большей части заемщиков единственным жильем, в автокредитовании залогом является сравнительно легко реализуемое транспортное средство.
"Автомобиль в кризис для неработающего заемщика является роскошью, так как помимо платежей по кредиту есть еще обязательные траты на его содержание (ремонт, бензин, стоянка, ТО и т.д.). Поэтому мы, как правило, рекомендуем заемщику реализовать автомобиль и полностью или частично, вернув основную часть долга, погасить кредит", - рассказывает Виктор Хребет.
Впрочем, по словам банкиров, бывают ситуации, когда банк может рассмотреть вопрос о реструктуризации долга, но это, как правило, единичные случаи, когда автомобиль является единственным средством дохода, а его рыночная стоимость значительно ниже остатка ссудной задолженности.
"Райффайзенбанк всегда рассматривал и продолжает рассматривать каждую конкретную ситуацию индивидуально, чтобы предложить возможные пути решения для каждого клиента, попавшего в затруднительное положение", - говорит член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Андрей Степаненко.
"Тем, кто столкнулся со сложностями в выплате кредита, мы предлагаем воспользоваться условиями нашей собственной программы реструктуризации задолженности, - рассказывает заместитель председателя правления Абсолют банка Олег Скворцов. - Согласно ее условиям возможны удлинение срока кредитования, пересчет аннуитетного платежа, отсрочка по основному долгу. Данные меры позволяют снизить размер ежемесячного взноса. Кроме того, в исключительных случаях мы готовы временно предложить заемщику вносить минимальный платеж, что позволит ему избежать дефолта в трудный период и продолжить выплачивать кредит после его преодоления. Стоит отметить, что в каждом конкретном случае мы внимательно изучаем кредитную историю заемщика, а вариант реструктуризации будет строго индивидуален", - отмечает эксперт.
Клиент в обязательном порядке должен сообщить банку об изменении своего финансового положения. Банк рассматривает заявление клиента и принимает решение в индивидуальном порядке. "Изменение даты ежемесячного платежа по кредиту возможно в случае, если заемщиком предоставлены справки, подтверждающие период осуществления выплаты зарплаты", - рассказывает Александр Васильев из банка "Возрождение".
Задний ход
"Автокредитование является наиболее сбалансированным с точки зрения рисков банковским продуктом, и потому банки вновь начинают работать в этом направлении", - говорит Екатерина Забелина. Но торопиться банкиры не собираются, опасаясь второй волны кризиса, вызванной ростом просроченной задолженности из-за увеличения уровня безработицы и снижения уровня жизни. По их оценкам, рынок вернулся в 2003--2004 годы. Разница лишь в том, что, хотя объемы рынка автокредитования остались примерно теми же, количество игроков и их опыт заметно выросли.
Звонок по России бесплатный
Почта для приема обращений
Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы
Благодарим за обращение. Ваша заявка принята
Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дняПредоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно