16.03.2009

Сила независимости: Нужны ли олигархи в качестве госпредставителей?

В госкомпаниях возникла новая тенденция — появление в советах директоров независимых кандидатов вместо чиновников. Все чаще среди них оказываются владельцы многомиллиардных состояний. Опасность и в том, что их стремления могут не совпадать с интересами государства.

Из списка кандидатов в госпредставители некоторых компаний уже выбыли известные люди. Например, Объединенная авиастроительная корпорация останется без Игоря Шувалова, в "Газпроме" не будет Виктора Христенко, а совет директоров "Аэрофлота" покинет Валерий Окулов.

Члены совета директоров любой компании должны отстаивать интересы акционеров, от которых они, собственно, и назначены. Если акционером является государство, логично предположить, что его представители в совете должны отстаивать именно государственные интересы, а не любые другие. И уж тем более не пытаться с помощью "государственного прикрытия" реализовывать собственные цели. В то же время отечественная практика назначения в качестве госпредставителей высших чиновников себя не оправдала: им сложнее разобраться в вопросах развития бизнеса, нежели выходцам из частного сектора, зачастую на исполнение своих директорских обязанностей им не хватает времени. Сколько раз задерживался или переносился совет директоров "Российских железных дорог", "Аэрофлота" или того же "Международного аэропорта "Шереметьево" из-за того, что чиновник не успевал на заседание. Это порой приводит к тому, что совет директоров оказывается лишь формальной структурой, реальным управлением занимается менеджмент, который в своей деятельности не склонен сколько-нибудь оглядываться на государство.

Министерская подача
Инициатива по привлечению независимых директоров исходила от главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, которую она озвучила на коллегии министерства в марте прошлого года. По ее мнению, госсектор "должен стать не преградой к инновационному развитию, а его локомотивом". А в июле 2008 года президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости заменить чиновников в советах директоров госкомпаний на профессионалов из бизнеса: "Один-два государственных служащих — это максимум, что, по-хорошему, тоже надо иметь в акционерных обществах, даже полностью принадлежащих государству. Остальные фигуры должны быть наняты за деньги, и это должны быть специалисты, независимые члены совета директоров, но при этом они, конечно, должны находиться в рамках тех директив, которые дало государство как акционер". Вслед за этим началась первая волна отставок и назначений. В состав совета директоров, например, "Российских железных дорог" вошел только один представитель от правительства — вице-премьер Александр Жуков. Остальные места заняли лояльные к государству бизнесмены и сами железнодорожники. Но и олигархов среди них не было. Из 85 кандидатов в советы 11 стопроцентных госкомпаний вошли 26 независимых директоров. Среди них председатель совета директоров группы компаний "Тройка Диалог" Рубен Варданян, зампред правления российского офиса Morgan Stanley Елена Титова, президент ВТБ Андрей Костин, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов. "Бизнес управляется более эффективно, если в компании представлены независимые директора, — говорит аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Михаил Сайно. — Они работают за вознаграждение и более эффективно должны представлять интересы государства. Перед ними четко поставлены задачи, и они работают исключительно в рамках своих полномочий".

Новые выдвиженцы от бизнеса уже известны. Из знаковых фигур это владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, ставший кандидатом в совет Объединенной судостроительной корпорации. В "Аэрофлот" стремится первый вице-президент АФК "Система" Виталий Савельев, а в "Международный аэропорт "Шереметьево" — глава группы "ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров, уже заседающий в совете директоров "Роснано". Изменения ждут и "Транснефть". Вместо профессора Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина Валерия Сорокина в ее совет войдет вице-президент "Роснефти" по правовым вопросам Лариса Каланда. Среди независимых директоров "Роснефти" появятся гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов и президент "Транснефти" Николай Токарев. Нынешние независимые директора — представитель Barclays Capital Ханс-Йорг Рудлофф, президент ВТБ Андрей Костин и вице-президент РАН Александр Некипелов — также включены в список кандидатов "Роснефти". "Весьма позитивно, что правительство реализует подобный кадровый набор, — говорит первый зампред правления "Москоммерцбанка Людмила Лебедева. — В период становления капитализма в России люди, имевшие здоровые амбиции, уходили в бизнес. Теперь это состоявшиеся бизнесмены, и государство пытается применить их знания и опыт для управления госсобственностью".

Из первой десятки
Эксперты отмечают, что в этом году изменился социальный статус кандидатов. Если до сих пор на директорские позиции выдвигались известные управленцы, то сейчас на них оказались владельцы собственного крупного бизнеса. И Михаил Прохоров, и Владимир Лисин входят в первую десятку российских миллиардеров. Что и настораживает. Существует большая разница между привлечением известных бизнес-управленцев и собственников крупных компаний. Если первые "заточены" именно под развитие бизнеса и выполнение стратегических планов акционеров, то вторые по своей сути нацелены на выработку собственной стратегии и могут действовать в личных интересах. В этом нет ничего плохого, если бизнес принадлежит им. Но если компанией владеет государство, не воспримут ли они эту собственность как "ничейный" актив, который можно использовать в личных коммерческих целях?

Михаил Прохоров уже принял предложение государства и заявил, что на посту члена совета директоров аэропорта "намерен работать над повышением эффективности бизнеса "Шереметьево" и улучшением его корпоративной структуры". О защите интересов государства, как видно, он не упомянул. Вполне вероятно, что в данном случае интересы аэропорта как бизнес-структуры и государства как основного акционера могут разойтись. И тем более могут разойтись взгляды миллиардера и государства на различные социальные, политические и экономические вопросы.

Прецеденты уже существуют. Например, Михаила Прохорова сейчас многие считают одним из самых удачливых российских предпринимателей. Возможно. Но на протяжении всей своей бизнес-карьеры он не особенно задумывался о государственных интересах. Так, когда бизнесмен возглавлял ГМК "Норильский никель", компанией был заключен контракт с американской ОМ Group (OMG), в результате которого компания из США получила исключительное право на покупку практически всего добываемого в стране кобальта (на "Норильский никель" приходится 95% добычи этого металла в РФ). Россия фактически осталась без кобальта. Именно у OMG теперь по более высоким ценам приобретают кобальт отечественные оборонные предприятия. О том, что подобная сделка недопустима, заявляли депутаты, военные, представители ВПК, однако Михаилу Прохорову удалось закрыть пятилетний контракт. Причем отменить его или пересмотреть условия до 2012 года уже невозможно.

Другая показательная история произошла с НПФ "Норильский никель", около пяти месяцев находившемся под управлением близких к Михаилу Прохорову структур. За столь короткий период фонд потерял более миллиарда рублей, а размер его имущества снизился в пять раз по сравнению с 2007 годом. По итогам внутреннего расследования, после возвращения фонда "Норникелю" оказалось, что 95% активов фонда было передано в УК "Росбанка", принадлежащую группе "ОНЭКСИМ". После того как данный скандал стал достоянием общественности, а фонды, пострадавшие от деятельности управляющей компании, направили в ФСФР обращение с просьбой проверить ее деятельность, Михаил Прохоров оперативно продал УК "Росбанка" и вывел из нее свои средства.

Подобные схемы, возможно, весьма эффективны в коммерческом плане, однако из них явно видно, что интересы крупного бизнеса могут не совпадать с приоритетами государства. Вряд ли человек с состоянием в несколько миллиардов долларов будет работать без собственной выгоды. Это или собственный PR, или расчет. Не случайно одна из версий, объясняющих появление в "Шереметьево" Михаила Прохорова, говорит о его возможном интересе к аэропортовому бизнесу.

По мнению Людмилы Лебедевой, масштаб проекта, сложность задач является одной из мотиваций для таких людей, как Прохоров. "Не исключаю, что существуют и коммерческие интересы, возможно, и желание продемонстрировать свою лояльность власти, — говорит банкир. — Все зависит от правил игры, которые установит государство".

***
Интересы аэропорта "Шереметьево" как бизнес-структуры и государства как основного акционера могут разойтись.

Сергеев Вадим

Лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций № 3365 от 17.12.2014 г.
Подключение эквайринга
Получить консультацию
Заявка
пол:
Допустимый возраст клиента - от 21 до 69 лет.
Заявка на ипотеку
Заявка на встречу
Задать вопрос
ваш статус:
Оставить отзыв
Подписаться на снижение цены
Предложить свою цену
Оставить заявку

Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

Отклик на вакансию

Мы рассмотрим Ваше резюме и свяжемся в случае необходимости

Анонимное сообщение
Заказ наличных денег
Заказать обратный звонок
Забрать вклад
Спасибо!

Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня

Предоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно