Как мы определяем, дать или не дать в долг кому-то из своих знакомых? Элементарно: по личному опыту. Мы знаем, когда и сколько этот человек брал взаймы раньше и вовремя ли отдавал. Мы знаем, как он живет, где работает, каким имуществом располагает. Вот так, на бытовом уровне, люди, по сути, собирают информацию, которая и составляет кредитную историю потенциального ссудополучателя. А как быть банкам? Ведь к ним каждый день обращаются сотни и тысячи потенциальных заемщиков. Где им брать информацию? Во всем мире для этих целей существуют специальные организации - кредитные бюро. Может ли создание кредитных бюро помочь снизить ставки по кредитам для населения, как потребительским, так и иным - ипотечным, автомобильным и всем прочим? "С одной стороны, затраты на приобретение данных о кредитной истории потенциального клиента ложатся на издержки банка и их автоматически перекладывают на заемщика, - считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. - То есть можно было бы предположить, что, напротив, должно произойти удорожание ссуд. Но на самом деле перевешивает другой фактор - банк "видит" своего потенциального заемщика, он для него "прозрачен", поэтому в ставку он теперь может закладывать меньшую страховую сумму. Иным образом банки у нас не могут обезопасить себя от кредитных рисков, в России они практически не страхуются. Так что, когда система заработает, на ставках это скажется самым положительным образом". Скорее всего ждать появления у нас кредитных бюро осталось уже не так долго - соответствующий законопроект находится сейчас в Госдуме. Предполагается, что в России будет создана сеть частных кредитных бюро, зарегистрированных в ЦБ. Сам Центробанк никакой базы кредитных бюро вести не будет, хотя такой вариант в процессе разработки системы рассматривался. "Низовые" структуры, то есть частные кредитные бюро, уже начали формироваться. По словам Гарегина Тосуняна, еще в начале текущего года при АРБ была создана соответствующая организация - Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Приступить к работе оно пока не может из-за отсутствия правовой базы. Но как только закон примут, бюро начнет свою деятельность, уверяет Гарегин Тосунян. Сейчас членами НБКИ являются 36 кредитных организаций, включая Сбербанк, Международный Московский Банк, ИБГ "НИКОЙЛ", "Уралсиб" и "Росбанк" вместе со всей принадлежащей ему группой "О.В.К.". Однако надо признать, что пока число желающих участвовать в системе невелико - всего лишь чуть более трех процентов российских банков. Банки осторожничают не напрасно - как известно, у нас в стране можно купить любую базу данных, хоть по телефонам, хоть по машинам, хоть по недвижимости. Кому хочется, чтобы данные о его клиентах стали общедоступными? Каковы же прогнозы? "Я думаю, что система заработает только через два-три года, - полагает заместитель председателя правления " Москоммерцбанка " Айнура Омарбекова. - Дело в том, что сейчас, по сути, идет перестройка российской банковской системы, многие механизмы корректируются, и тот законопроект, который сейчас будет принят, жизнь кое-где тоже подправит". В то же время банкиры не сомневаются в том, что рано или поздно система заработает, ведь подобный механизм жизненно необходим нормальной банковской системе.