20.07.2006

Рынок лизинга развернулся к малому бизнесу

На рынке лизинговых услуг усиливается тенденция, когда внимание банков все больше смещается в сферу предприятий малого и среднего бизнеса. Дочерние структуры банков, которые в течение нескольких лет работали преимущественно с крупными корпоративными клиентами своего банка, почувствовали, что малый и средний бизнес становятся перспективными и планомерно выходят на «свободный рынок».

А «свободный рынок» диктует свои условия: традиционно высокий спрос сохраняется на лизинг автотранспортных средств, появляется заинтересованность в малодоступных и сложных объектах лизинга. По мнению экспертов, российский рынок лизинговых услуг далек от насыщения – в ближайшие годы сохранится высокий спрос на автолизинг, лизинг оборудования и недвижимости. А основными лизингополучателями станут представители малого и среднего бизнеса.

По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, объем рынка в 2005 г. по показателю стоимости нового бизнеса составил 10 млрд долл. При этом темп прироста сохранился, как и годом ранее, на уровне 70%. Доля лизинга в ВВП составила 1,3%, а в инвестициях в основные средства – 8,2%.

По мнению экспертов, к концу текущего года показатели по рынку лизинговых услуг также будут впечатляющими. Представители лизинговых компаний не без гордости констатируют, что за последние полтора-два года заметно улучшилось качество лизингового обслуживания клиентов. Если около трех-четырех лет назад лизинговое финансирование предоставлялось лишь по 10–20% от заявок клиентов, то сейчас эта доля превышает 50%. По мнению экспертов, происходят и структурные изменения рынка: лизинговые компании переходят от индивидуального обслуживания к массовому продвижению своих услуг. Финдиректор компании «Парекс Лизинг» (дочерняя структура латвийского Parex banka – RBC daily) Эдуард Лапковский делает оптимистичные прогнозы, что к 2007 г. рынок лизинга может вырасти в три-четыре раза. Причем эти показатели будут обеспечены за счет нарастающей конкуренции в этой сфере.

По мнению экспертов, конкуренция лизинговых компаний давно вышла за пределы Москвы и Санкт-Петербурга – сейчас начинается экспансия в регионы. «Лизинговые компании конкурируют на московском рынке и активно идут в регионы, где повышенным спросом пользуется лизинг грузового транспорта и спецтехники», – утверждает г-н Лапковский. Сам «Парекс Лизинг», начавший оказывать услуги лизинга лишь в прошлом году, за последние полгода, работая как на рынке Москвы и Московской области, так и с региональными клиентами, увеличил лизинговый портфель более чем на 300%. Впрочем, участники рынка лизинговых услуг отмечают, что такая картина характерна для всей отрасли в целом.

При этом среди объектов, наиболее востребованных на лизинговом рынке, специалисты выделяют автомобили, спецтехнику и грузовой транспорт. По итогам 2005 г., объем сделок в сегменте лизинга автотранспорта увеличился практически в два раза, составив более 1,7 млрд долл. «Автолизинг является наиболее ликвидным направлением лизинга и, следовательно, менее рискованным для лизинговых компаний», – объясняет г-н Лапковский. – В случае недобросовестности лизингополучателя и прекращения платежей с его стороны лизинговая компания, расторгнув договор, всегда может быстро реализовать автотранспорт на рынке, что сделать намного проще, чем в случаях, когда предметом лизинга является какое-либо сложное специальное оборудование».

Еще один сегмент, который в последние полтора год показал значительный рост – лизинг строительной техники. Объем сделок в этой сфере вырос с 142 млн долл. в 2004 г. до 394 млн долл. в 2005 г. «Темпы развития лизинга в той или иной сфере рынка (оборудование, недвижимость или транспорт) напрямую зависят от темпов роста данного конкретного рынка. Сейчас, например, растут продажи специализированного транспорта, как никогда востребован рынок автолизинга», – рассказывает начальник управления корпоративного финансирования «Абсолют Банка» Виталий Караваев. «По количеству сделок эти виды лизинга значительно опережают все остальные», – добавила руководитель отдела маркетинга компании «ЛизингПромХолд» Светлана Кудряшова. Вместе с тем эксперты ожидают, что в ближайшей перспективе вырастет спрос на объекты, которые до сих пор по различным причинам были малодоступными для российских компаний. Например, лизинг недвижимости, судов, международные проекты русских операторов связи, специализированный автолизинг. Однако эти средства будут востребованы пока только крупными компаниями.

Инвестиционный климат, улучшающийся на фоне подъема российской экономики, привлекает на местный рынок иностранных игроков. «Серьезную конкуренцию российским компаниям составляют лизинговые структуры со стопроцентным иностранным капиталом. Значительный рост конкуренции спровоцировал появление новых продуктов, в том числе для малого и среднего бизнеса, так называемой «розницы», – отмечает г-жа Кудряшова. В результате на рынок лизинговых услуг были спроецированы общие тенденции, характерные для растущего финансового сектора: снижение ставок, сокращение авансового платежа в некоторых случаях до 0% и увеличение сроков договоров лизинга до пяти лет и более.

Как показывает опыт, в наиболее выигрышном положении оказываются дочерние компании крупных банков. По подсчетам Виталия Караваева, доля дочерних лизинговых компаний, принадлежащих банкам, составляет от половины до 2/3 рынка в целом. Они продвигают свои услуги на региональный рынок с минимальными затратами, используя филиальную сеть материнской структуры. Благодаря такой стратегии расширения бизнеса, компаниям, недавно появившимся на рынке, удается быстро занимать лидирующие позиции. При этом лизинговая «розница» прирастает за счет увеличения спроса на услуги со стороны представителей малого, среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

По словам генерального директора «Москоммерц-Лизинга» Алексея Мурашко, с начала 2006 г. его компания стала более целенаправленно обслуживать розничных клиентов. «В прошлом году у нас был преимущественно корпоративный лизинг. Сейчас мы работаем с мелкими заемщиками, которые заключают сделки на достаточно крупные суммы», – рассказал г-н Мурашко. По его словам, за неделю компания подписывает договоры в среднем на 1 млн долл. «В портфеле нашей компании есть сделки на довольно крупные суммы с этой категорией клиентов», – дополняет коллегу Светлана Кудряшова. – Малым предприятиям сложно получить кредит в банке, особенно в отсутствие деловой истории и достаточных активов для обеспечения залога». В то время как при лизинге дополнительного обеспечения обычно не требуется, да и требования к клиентам ниже, чем в банках.

По словам Эдуарда Лапковского, в «Парекс Лизинге» соотношение крупных и мелких лизингополучателей составляет примерно 70% к 30%. «В малом и среднем бизнесе достаточно много предприятий, работающих «в серую», поэтому полностью концентрироваться только на малом бизнесе нецелесообразно с точки зрения диверсификации рисков», – пояснил г-н Лапковский. Между тем для большинства малых предприятий лизинг оказывается чуть ли не единственным доступным источником финансирования. Этой категории клиентов, в отличие от крупных компаний, лизингодатели могут свободно диктовать свои условия. А это означает, что заинтересованность лизинговых компаний и лизингополучателей друг в друге в ближайшие несколько лет будет только увеличиваться, резюмировали эксперты.

Лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций № 3365 от 17.12.2014 г.
Подключение эквайринга
Получить консультацию
Заявка
пол:
Допустимый возраст клиента - от 21 до 69 лет.
Заявка на ипотеку
Заявка на встречу
Задать вопрос
ваш статус:
Оставить отзыв
Подписаться на снижение цены
Предложить свою цену
Оставить заявку

Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

Отклик на вакансию

Мы рассмотрим Ваше резюме и свяжемся в случае необходимости

Анонимное сообщение
Заказ наличных денег
Заказать обратный звонок
Забрать вклад
Спасибо!

Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня

Предоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно