Российские компании полюбили секьюритизацию
Российские компании осваивают новый сегмент рынка — выпуск облигаций, обеспеченных активами. В прошлом году объем выпуска секьюритизированных бондов вырос на 1754% до $3,5 млрд. В этом году рост продолжится, и сумма может достигнуть $7 млрд.
Пионеры
Первой российской компанией, которая выпустила обеспеченные активами облигации на крупную сумму, стал в 2004 г. “Газпром”. Еврооблигации на $1,25 млрд были обеспечены выручкой по экспортным контрактам и имели купон в 7,2% годовых — на тот момент это был самый дешевый заем “Газпрома”. Дешевизна объяснялась обеспечением по бондам и высоким кредитным рейтингом: Fitch Ratings и S&P присвоили выпуску рейтинг инвестиционного уровня ВВВ-; у самого “Газпрома” он был ВВ по шкале Fitch (на две ступени ниже рейтинга выпуска) и ВВ- по шкале S&P (на три ступени ниже). Суверенный рейтинг России у обоих агентств был ВВ+ (на одну ступень ниже инвестиционного).
Однако в 2005 г. про секьюритизацию почти забыли: было проведено лишь две сделки на $198 млн. Рынок готовился к прыжку: в 2006 г. российские эмитенты привлекли $3,5 млрд в 12 сделках. Этот показатель стал одним из самых высоких в регионе ЕМЕА (Восточная Европа, Ближний Восток, Африка). По оценке агентства Moody's Investors Service, объем выпуска секьюритизированных продуктов в регионе составил в 2006 г. $10,9 млрд (без учета Израиля и ЮАР, где рынок секьюритизации существует давно) против $7,9 млрд в 2005 г. На Россию и Турцию (восемь сделок на $5,1 млрд) пришлось 78% совокупного объема.
Наиболее популярными сделками в ЕМЕА были секьюритизация банками будущих поступлений (также называются диверсифицированными платежными правами) — 62% от общего объема выпуска в регионе. При этом в Турции проводились только такие сделки. В России активность банков была гораздо более разнообразной. На будущие поступления пришлось 40% от совокупного объема выпуска (три сделки на $1,4 млрд). Были также проведены две сделки на $756 млн по секьюритизации автокредитов; впервые — сделки по секьюритизации ипотечных кредитов на покупку жилья (четыре транзакции на $487,87 млн); одна сделка с потребительскими кредитами ($367,85 млн) и одна — с лизинговыми платежами ($453,71 млн).
Преимущества
Секьюритизация позволяет снизить стоимость привлечения средств, поскольку такие бумаги могут получить более высокий кредитный рейтинг, чем рейтинг самого банка и выпущенных им облигаций. Банк (его называют оригинатором) передает активы в компанию, созданную специально под сделку, — и уже она выпускает бумаги, обеспеченные этими активами. “Таким образом, активы отделены от риска, связанного с возможным дефолтом или банкротством банка-оригинатора, и рейтинг будет отражать лишь кредитное качество самих активов, — объясняет Ярон Эрнст, начальник отдела развития бизнеса из группы структурированного финансирования Moody's. — Если у банка рейтинг, скажем, Ва2 (многие российские банки имеют такой рейтинг), рейтинг секьюритизированных облигаций может быть на два-три пункта выше и достигать инвестиционного уровня”.
Секьюритизация — вполне конкурентный способ привлечения средств, говорит Тыну Пекк, ведущий банкир отдела структурированного финансирования и секьюритизации Европейского банка реконструкции и развития. Так, “Русский стандарт” упаковал автокредиты на $288,03 млн; купон по одному траншу составил LIBOR+115 базисных пунктов, по другому — LIBOR+155 пунктов. По более коротким, полуторалетним, синдицированным займам в последнее время спрэд к ставке LIBOR/EURIBOR составлял 70-100 б. п., а по трехлетним еврооблигациям — более 250 б. п., отмечает Пекк.
Первая сделка всегда сложнее и дороже, говорит Тимур Кибатуллин, замначальника управления рынков долгового капитала МДМ-банка. “Если эмитент делал несколько выпусков евробондов, то в зависимости от рейтинга первая сделка секьюритизации может оказаться на уровне или чуть дороже, чем выпуск евробондов. После этого стоимость должна снижаться”, — рассказывает он. По словам специалиста по секьюритизации одного из крупных западных инвестбанков, на первых российских сделках по секьюритизации инвестбанки могли зарабатывать по $1-2 млн, но по мере роста числа сделок и конкуренции заработок будет уменьшаться.
Другая выгода — оригинатор сегодня получает деньги по портфелю кредитов, срок которых может истекать через несколько лет, а в случае с ипотечными кредитами — несколько десятков лет. Эти средства могут быть направлены на выдачу новых кредитов того же или иного типа или другие инвестиции, что позволяет диверсифицировать активы.
Секьюритизация также может снизить потребность банка в капитале. По нормам достаточности капитала, банк должен создавать резервы капитала под часть активов (в России — 10%). Переупаковывая активы, банк удаляет их со своего баланса, снижая потребность в капитале.
Надежды
В этом году эксперты ожидают продолжения роста рынка. По мнению Эрнста, в 2007 г. будет вдвое больше сделок, чем в 2006 г., а их объем как минимум превысит $5 млрд. Дэвид Зиглер, вице-президент глобального подразделения секьюритизации Citigroup ожидает, что объем рынка вырастет примерно вдвое. Так же считают 30% участников конференции “Секьюритизация в России и СНГ”, прошедшей в Москве в конце февраля, которых опросила Citigroup. По мнению 55% опрошенных, объем выпуска составит $5-7 млрд.
Moody's сейчас работает более чем над пятью сделками, говорит Эрнст. По словам Зиглера, Citigroup готовит несколько сделок, включая размещение ипотечных облигаций Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (в марте оно одобрило выпуск бумаг на 264 млн руб. на срок до 2039 г.). МДМ-банк, который в 2006 г. секьюритизировал портфель автокредитов на $430 млн, в этом году проведет еще две сделки, рассказывает Кибатуллин. Одна из них предполагает секьюритизацию автокредитов более чем на $400 млн, другая — будущих клиентских поступлений. “В сделке 2006 г. использовался статический портфель, т. е. облигации были выпущены на определенное число кредитов, — уточняет он. — Теперь мы готовим более сложный продукт: по автокредитам будет револьверная сделка”. В течение двух лет банк сможет пополнять портфель, на который выпущены бумаги, новыми кредитами по мере погашения старых, а по истечении этого периода при желании рефинансировать всю сделку. Первым из банков реализовать программу секьюритизации ипотечных кредитов (а не отдельный выпуск) решил Москоммерцбанк. В течение полутора лет он намерен переупаковать кредиты на $1 млрд, а первый выпуск на $250 млн будет размещен в апреле-мае, сообщает зампредправления банка Асхат Сагдиев.
Подавляющее большинство секьюритизированных облигаций, обеспеченных российскими активами, выпускаются за рубежом (исключением стал Газпромбанк, который в конце 2006 г. разместил на внутреннем рынке облигации на 3 млрд руб.). Размещение в России может быть более дорогим и сложным из-за неразвитости нормативной базы и большего риска, считает Кибатуллин. “Пока тенденция такова, что большинство выпусков будут по-прежнему размещаться в долларах и за рубежом”, — говорит Эрнст.
Михаил ОверченкоЗвонок по России бесплатный
Почта для приема обращений
Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы
Благодарим за обращение. Ваша заявка принята
Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дняПредоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно