В кризис расчетно-кассовое обслуживание становится более надежным источником доходов, чем кредиты
В докризисный период банки все свое внимание уделяли активным операциям, в частности, кредитованию. При этом комиссионный бизнес шел по накатанной колее, поэтому необходимости активизироваться в этом направлении не было. Однако сейчас все поменялось - можно выбрать банк, который поможет существенно снизить расходы.
Доходы от кредитования постепенно падают. Согласно статистике Центробанка (ЦБ), если на 1 января 2008 года процентные доходы российских банков по средствам, предоставленным юридическим лицам, составляли 11,13% (физлицам - 4,24%), то к 1 января 2009 года они существенно снизились, достигнув соответственно 8,36% (3,13%).
В этот же период падало и комиссионное вознаграждение банков. Так, если на 1 января 2008 года оно составляло 4,51%, на 1 января 2009-го - 2,85%. Однако "если посмотреть на финансовую отчетность банков, то видно, что доля комиссионных доходов растет более быстрыми темпами, чем доля доходов процентных", говорит эксперт фондового центра "Инфина" Вероника Чекина. По ее словам, в условиях кризиса, когда объемы кредитования в разы сократились, а риски возросли, получение комиссионного дохода превращается в одну из главных доходных статей банков.
Кризис подкосил кредитование
На падающие с августа прошлого года объемы кредитования повлиял кризис. Этот тренд был вызван низким аппетитом коммерческих учреждений к новым рискам. Так, доля просроченной задолженности по портфелю кредитов физическим лицам на 1 августа составила почти 5,96%, а по кредитам нефинансовому сектору - 5,33%, следует из статистики ЦБ.
Даже сейчас, когда ситуация, казалось бы, несколько стабилизировалась, банки не размораживают свои кредитные программы. Власти в последнее время все более уверенно говорят о прохождении дна кризиса, которое, по словам министра финансов Алексея Кудрина, было в июле. Да и ситуация с просрочкой стабилизировалась.
Как отметил недавно первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, ее уровень немного увеличивается, но гораздо меньшими темпами, чем прогнозировал даже ЦБ. "Тем более они не соответствуют тем драматическим прогнозам, с которыми выступали многие аналитики", - подчеркивал он, по-прежнему считая, что уровень просрочки по кредитам в этом году не превысит 12%.
Впрочем, несмотря на все заверения властей, банки все еще боятся размораживать свои кредитные программы с опаской. "В третьем квартале, с появлением первых признаков стабилизации, началось определенное смягчение требований к заемщикам и корректировка процентных ставок", - отмечает директор департамента сегментного маркетинга Абсолют Банка Алексей Барабанов. При этом он подчеркивает, что "сегодня по-прежнему кредиты выдаются после тщательного анализа платежеспособности клиента, в том случае, если он соответствует требованиям банка".
Да и завышенные в результате кризиса требования к клиентам не особенно снижаются. Так, по словам и.о. директора департамента по развитию малого и среднего бизнеса КМБ Банка Светланы Чубаковой, как и до кризиса, так и сегодня они предлагают клиентам кредиты сроком до 10 лет. "Тем не менее есть некоторые условия, которые мы пересмотрели. Изменения коснулись части залогового обеспечения. В настоящее время мы предоставляем кредиты под 100% залогового обеспечения", - отмечает она.
В Абсолют Банке обещают запустить новую программу кредитования малого и среднего бизнеса, но признают: ее условия будут адаптированы под реалии сегодняшнего рынка, то есть под достаточно высокий уровень кредитных рисков, а во-вторых, возросшую стоимость денег по сравнению с докризисным периодом. Иными словами, ставки по таким кредитам будут повышенные. И в этом нет ничего удивительного.
"Если частные банки привлекают средства под 16--18%, то за сколько они могут кредитовать?" - спрашивает директор департамента корпоративных продуктов Бинбанка Алексей Андреев.
Комиссии вместо кредитования
По словам банкира, среди малого и среднего бизнеса желающих кредитоваться в Бинбанке много. Но когда начинаешь оценивать обеспечение и деятельность этих компаний, понимаешь, что они пока не могут быть заемщиками банка, зато являются потенциальными клиентами в части расчетно-кассового обслуживания (РКО), добавляет он.
"Понятно, что комиссионный бизнес не сможет компенсировать в полном объеме те доходы, которые банк получал от активных операций. Но по крайней мере комиссионные доходы помогают поддержать текущую жизнедеятельность банка. Практика показывает, что если клиент активно работает, то меньше чем через год банк окупит все расходы, связанные с привлечением и обслуживанием данного клиента", - говорит Андреев.
Возможность выбора
К комиссионным услугам в банках относят целый ряд услуг. Традиционными считаются расчетные, валютные операции, гарантии, торговые сделки, инкассирование векселей и чеков, прием на хранение ценных бумаг, перечисляет начальник отдела сопровождения бизнеса управления продаж департамента малого и среднего бизнеса банка "Открытие" Наталья Самсонова.
"Самый большой доход банку приносят кассовые услуги и инкассация за счет объемов этих операций. На втором месте - расчетное обслуживание, открытие и ведение счетов, платежные операции. И наконец, конверсионные операции, также приносящие достаточно большой уровень дохода банку", - отмечает заместитель начальника управления корпоративного бизнеса банка "Возрождение" Владимир Богомолов.
В Росбанке же говорят, что наибольшим спросом у клиентов малого и среднего бизнеса пользуются переводные и кассовые операции. В Совкомбанке отмечают, что в последнее время большая заинтересованность у клиентов отмечена в эквайринге.
Казалось бы, изобрести велосипед в расчетно-кассовых услугах сложно. Тем не менее сейчас банки, пытаясь повысить доходность этого направления, умудряются это делать. Таким образом, клиент сейчас оказывается в особенно выгодном положении, поскольку может выбрать банк, который позволит ему существенно снизить расходы.
Некоторые бизнесмены уже оценили это. "Очень большой поток звонков от клиентов по вопросам, связанным с условиями РКО в Бинбанке", - говорит Андреев.
В Совкомбанке говорят, что обычно менеджер проводит от трех до пяти консультаций в день с потенциальными клиентами - юридическими лицами.
Обзор новаций
В части РКО сегодня банкам приходится постоянно держать руку на пульсе - разрабатывать и внедрять новые услуги, совершенствовать комплекс действующих предложений, констатирует Самсонова. В последнее время банкиры озадачились разработкой специальных услуг, направленных на определенные группы клиентов. Так, в этом направлении работают, например, в банке "Возрождение".
"Клиентам, имеющим сложную структуру, холдингам или организациям, состоящим из головной организации и ряда филиалов, банк предлагает актуальную услугу "Расчетный центр корпорации", - говорит Богомолов.
Этот продукт вырос из дистанционного банковского обслуживания, он позволяет компаниям контролировать исполнение бюджета своими подразделениями. К примеру, если платежное поручение из регионального подразделения по той или иной статье расходов превышает допустимую в рамках запланированного бюджета сумму, система ее не пропустит. Кроме того, система позволяет головному предприятию следить за движением средств по счетам подразделений, управлять остатками денежных средств.
"Система позволяет головному офису клиента видеть полностью все списания, которые происходят в его подразделениях, и при желании даже замкнуть на себе функцию казначейского контроля над финансовыми потоками в режиме oнлайн", - отмечает Богомолов.
Еще одна новация в банке - специальная услуга участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), совершающим экспортно-импортные операции и по роду своей деятельности проводящим большое число таможенных платежей. Им банк предложил безналичную оплату таможенных платежей с помощью платежной карты системы "Зеленый коридор". "Эта услуга особенно востребована сегодня, так как, с одной стороны, таможенные органы стремятся повысить прозрачность платежей, а с другой - клиенты стремятся использовать белые способы расчетов", - отмечает Богомолов.
С 1 октября в России упраздняется возможность внесения платежей наличными деньгами в кассу таможни, так что роль банковских карт "Зеленый коридор" неминуемо должна будет возрасти, радуется банкир. В Абсолют Банке также предлагают свои новации для корпоративных клиентов. Это возможность зачислять зарплату сотрудников с минимальной комиссией за перечисление, бесплатное снятие наличных не только в сети банкоматов банка, но и банков-партнеров.
В Москоммерцбанке для малого и среднего бизнеса предусмотрено бесплатное открытие счета и скидки на наиболее востребованные операции - ведение расчетного счета, проведение платежей в рублях и валюте, подключение и обслуживание по программе удаленного доступа к счету "Банк - клиент", рассказывает управляющий директор по кредитованию малого и среднего бизнеса Москоммерцбанка Инна Касьянова.
В Росбанке же сейчас проходит акция, в рамках которой клиентам предоставляют бесплатное открытие расчетного счета, первый год обслуживания банковской карты без комиссий и использование системы "Интернет клиент - банк" без абонентской платы.
В Бинбанке пошли еще дальше, предоставляя сейчас для малого и среднего бизнеса персональных менеджеров независимо от величины бизнеса. К тому же Бинбанк с 1 октября сам начинает платить клиентам за РКО путем начисления процентов на остаток на расчетном счете клиента. Банкиры привлекают клиентов не только новыми опциями, но и совершенствованием систем защиты.
С госбанками все равно не поспорить
У частных банков по сравнению с госбанками уже появился целый ряд преимуществ. Это, например, ориентированность на клиента, высочайшее качество обслуживания, гибкость при разработке продуктов. Основным же преимуществом госбанков является широчайшая сеть присутствия, статус госбанка, говорит Касьянова из Москоммерцбанка.
"Отбить клиентов небольшие частные банки не смогут, поскольку представители малого и среднего бизнеса в первую очередь заинтересованы не столько в дешевом РКО, сколько в возможностях расширения сотрудничества с банком, в первую очередь имея в виду кредитование, а такие возможности в период кризиса есть только у крупных коммерческих банков", - признает заместитель директора департамента по работе с малым бизнесом Росбанка Илья Пахомов.
РКО будущего
Эксперты уверены, что даже когда в экономике ситуация стабилизируется и банки начнут вновь выдавать кредиты, они вряд ли откажутся от наращивания расчетно-кассового обслуживания. "Наибольшие шансы для развития этого направления бизнеса имеют банки, обладающие обширной территориальной сетью, а также имеющие возможность вкладывать значительные средства в развитие IT-технологий", - считает Чекина.
О том же самом говорят и банкиры. Будущее расчетно-кассового обслуживания предприятий - в развитии компьютерных и телекоммуникационных технологий, соглашается руководитель департамента клиентского обслуживания Совкомбанка Ксения Крикунова. "Это позволит банкам интегрировать в РКО и кредитные, и депозитные предложения, а компаниям получать оперативный, дешевый и надежный банковский продукт", - отмечает она.
"При правильном пакетировании оно может стать удачным якорным продуктом для клиентов банка, с которого начинается пользование кредитом или депозитом", - соглашается заместитель департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина.
Звонок по России бесплатный
Почта для приема обращений
Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы
Благодарим за обращение. Ваша заявка принята
Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дняПредоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно