Вед: Банк России намерен применять меры реагирования в отношении банков, которые завышают тарифы на обслуживание банковских карт. Об этом сообщила заместитель директора департамента регулирования расчетов Банка России Алма Абаева. Центробанк будет, во-первых, настаивать на адекватности информирования клиентов в отношении тарифов, а также будет обращать внимание на сами тарифы. Абаева отметила, что уже в 2010 году Банк России может начать работу с банками по сопоставлению тарифов и принимать меры. Сейчас Центробанк работает с платежными системами, консультируется с ними по поводу тарифов. "Если при обращении платежные системы заявят, что они устанавливают адекватные тарифы, и все остальные накрутки идут от банков, то мы уже начнем общаться с банками" – сказала представитель Центробанка. И, добавим, что за последние 8 лет количество банковских карт в России выросло в 12 раз. На каждые 100 человек приходится 87 банковских карт. Сейчас у нас на связи директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов. Здравствуйте, Дмитрий.
Д. Орлов: Здравствуйте.
Вед: Скажите, ну, вот, похоже, что Центробанк стремится сделать карточный бизнес максимально прозрачным для клиентов, как это было с кредитами. Как много уловок, которые применяют банки, чтобы скрыть реальную стоимость обслуживания карт, Вам известны?
Д. Орлов: Вы знаете, на самом деле, уловок не так много. Наоборот банки, стараются отражать все комиссии в тарифах максимально полно, и чтобы это было прозрачно для клиента.
Вед: Скажите, неужели тарифы на обслуживание банковских карт отличаются настолько сильно, что ЦБ вынужден вмешиваться?
Д. Орлов: На мой взгляд, не отличаются. Тем более, комиссия, допустим, за снятие наличных в банкоматах другого банка, как правило, прописывается в тарифах. Это открытая информация, соответственно, каждый клиент может ознакомиться с ней.
Вед: А почему тогда всё-таки вмешивается Центробанк тогда? В чём там, собственно говоря, интрига
Д. Орлов: К сожалению, я интриги как таковой не вижу. Для меня, действительно это неожиданно, что вопрос такой поднят. Вполне возможно, что есть разная трактовка и вариации. Одно дело – это комиссия, которая взимается при снятии собственным банком в банкомате чужого банка. Эта комиссия всегда прозрачна. Другое дело – комиссия, когда снимает сам обслуживающий банк. Дополнительные деньги. Вторые комиссии, как правило, не распространены. И, вот здесь, наверное, действительно следует обратить внимание регулятора. В первом случае, на мой взгляд, всё прозрачно.
Вед: Смотрите, ещё поражает соотношение между безналичными платежами по картам и снятием наличных: 10% и 90%. Получается, что карты не выполняют свою функцию. Большинство людей, те, кто зарплатные карточки имеют, просто снимают деньги, и всё.
Д. Орлов: Как правило, да. Действительно, такая ситуация есть. И она не меняется из года в год. Сейчас имеется тенденция по улучшению, то есть совершается больше безналичных операций. Однако, по сумме, Вы, действительно абсолютно точно сказали, в основном, люди используют карту два раза в месяц – когда они снимают аванс и зарплату.
Вед: А насколько, по Вашим данным, сейчас люди активно попользуются картами в Москве, есть какой-то спад?
Д. Орлов: Вы знаете, люди, которые пользовались картами раньше, они пользуются ими и сейчас. Москва это как раз такой регион, где соотношение операций оплаты по карте и снятия наличных, оно несколько отличается от ситуации по всей России в сторону большей оплаты картой. Поскольку здесь и инфраструктура развита и люди быстрее приспосабливаются.
Вед: То есть, если говорить, в целом о России, то, наверное, не так много городов, где можно безналично картой оплатить какие-то услуги. Или, всё-таки, везде это присутствует?
Д. Орлов: Это практически везде, кроме каких-то отдалённых сёл и деревень, где нет инфраструктуры. Но, конечно же, развитие по всей России не настолько распространено, не настолько хорошо развита инфраструктура, как в той же самой Москве, Санкт-Петербурге или крупных городах-миллионниках.
Вед: Спасибо Вам, Дмитрий. Это был Дмитрий Орлов, директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка.
Звонок по России бесплатный
Почта для приема обращений
Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы
Благодарим за обращение. Ваша заявка принята
Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дняПредоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно