Вед: ... У нас на связи директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов. Приветствуем Вас, Дмитрий!
Д. Орлов: Здравствуйте!
Вед: Говорим сегодня о мошенничествах, связанных с использованием карт – пластиковых карт оплаты, о мобильном банкинге и об интернет-банкинге. Скажите, пожалуйста, эксперты считают, что банкиры не распространяются на ту тему, каков процент таких мошенничеств.
Д. Орлов: Вы знаете, если говорить о мошенничествах, которые связаны с интернет-банком с пластиковыми картами, то, действительно, мы стараемся об этом не говорить, но это не такой большой процент, если смотреть на операции, которые проводятся с использованием пластиковых карт или интернет-банка в целом.
Вед: Ну, а самые распространенные виды мошенничеств по вашему опыту?
Д. Орлов: Самые распространенные, это, конечно, пластиковые карты. Это связано с тем, что у нас люди, к сожалению, пока не очень хорошо умеют пользоваться картами. А тот, процент, который пользуется ими более-менее прилично, то есть, знают и правила безопасности, и правила использования, он невелик. Однако, тот вброс карт, который произошел в последние три года: - это и зарплатные, и кредитные - он увеличил долю мошенничества. Потому что люди пока не умеют правильно пользоваться картами.
Вед: На эту тему только что говорил Николай Иванович… Начиная с того, что не нужно разбазаривать везде свой пин-код.
Д. Орлов: Абсолютно точно. И не только пин-код, а любые данные о себе. Даже номер своей карты лучше никому не показывать. Тем более, давать сканировать или копировать обе стороны своей карты – можно только в исключительных случаях.
Вед: Вы слышали историю, которая произошла с клиентами Альфа-банка? "Ведомости" писали на этой неделе.
Д. Орлов: Да, конечно.
Вед: Как прокомментируете? Это какая-то новая схема, судя по всему?
Д. Орлов: Тут, скорее, не новая схема. Практически, ничего нового здесь нет. Единственное – нашли уязвимое место в схеме интернет-банкинга Альфы. Это слабое место – мобильный телефон. Сама система интернет-банка достаточно хорошо защищена. А удар пришелся на слабое звено – мобильный телефон.
Вед: Нужно по-новому отстраивать безопасность?
Д. Орлов: Нет, видимо, нужно правильно работать с контрагентами и людям быть более внимательными к своим мобильным телефонам. Ведь как получилось… Со стороны Альфы практически не было никаких ошибок, если мы говорим про интернет-банк. Была ошибка со стороны мобильного оператора, который позволил выпустить сим-карту другую. Альфа зарегистрировала другой мобильный телефон. То есть, тут налицо ошибка третьего агента.
Вед: Ну, в общем, клиент себя сейчас, наверное, чувствует не очень комфортно. Это же очень простая схема, это то, о чем мы поговорили с Николаем Ивановичем. Просто пойди и по доверенности получи симку.
Д. Орлов: Да, да.
Вед: Дмитрий, подскажите, существуют ли какие-нибудь независимые эксперты, которые оценивают безопасность банков? И как вести себя клиенту в такой ситуации? Вот я смотрю, мне на мобильник падает смс-ка за смс-кой: вот у Вас со счета сняли столько-то, а вот ещё столько-то. И я сижу и глазами хлопаю.
Д. Орлов: Ну, давайте с первым вопросом сначала…. Действительно, существуют эксперты, которые оценивают безопасность банков. Про наших российских специалистов не скажу, а за рубежом существует целое агентство, которое специализируется на оценке безопасности. Не только интернет-банков или мобильных банков, а в целом на безопасности электронных платежей и электронных операций, которые совершаются с денежными средствами. Если говорить о втором вопросе: если Вы видите, что Вам на мобильный телефон валятся смс-ки, нужно срочно звонить в банк и блокировать карту. Абсолютно верно: надо всегда под рукой иметь свой мобильный телефон, иметь телефон банка и как только Вы видите, что происходят какие-то операции с Вашей картой, нужно срочно её блокировать.
Вед: Дмитрий, как здесь быть с доказательной базой? Деньги у меня со счета уплыли, как мне доказать, что это не я их сняла? Что произошло мошенничество. И банк возмещает средства в таком случае?
Д. Орлов: Тут сугубо индивидуальный подход.
Вед: То есть нет
Д. Орлов: Ответ неверный. Тут действительно сугубо индивидуальный подход. Бывают такие случаи, когда просто-напросто очевидно, что не клиент совершал операцию. В моей практике был пример, когда у человека была совершена операция мошенническая явно. Карта не была заблокирована, была нормальная карта, была совершена операция с введением пин-кода, то есть у него явным образом украли данные карты. Но операция была совершена в одном городе, а у него были доказательства, что он был в другом.
Вед: Повезло ему, в общем.
Д. Орлов: В данном случае ему оказалось гораздо проще это доказать. А так, ведется независимое фактически расследование, и, если удается установить что операцию совершал не этот клиент, то деньги возвращаются, конечно.
Вед: А как это всё проводится? Что это за расследование? Всё, например, происходит в Москве. Нет такого счастливого совпадения, что это в разных городах.
Д. Орлов: Тут многое зависит от воли самого банка. Потому что, по правилам платежных систем, если карта не заблокирована и подтверждено тем же самым пин-кодом совершение операции, то клиенту можно ничего не возмещать. Вот она пара: номер карты – пин-код и операция считается совершенной клиентом. Когда клиент подписывает договорные документы, он соглашается с тем, что так оно и есть. Если банк более настойчив, если он анализирует эти операции, и видит, что они совершены, допустим, через Интернет, и совершены, например, ночью, когда клиенты спят, банк может пойти навстречу клиенту и разобраться, и возместить убытки.
Вед: Спасибо! С нами на связи был директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов.
Звонок по России бесплатный
Почта для приема обращений
Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы
Благодарим за обращение. Ваша заявка принята
Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дняПредоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно