Вед 1: Сбербанк договорился с ГИБДД о передаче паспортов автомобилей, которые находятся в залоге по выданным кредитам.
Вед 2: Это позволит минимизировать распространенные мошеннические схемы по продаже автомобилей, приобретенных в кредит. На таких схемах банки теряют до 15% выданных кредитов. Об этом говорят банкиры. Они же недоумевают, почему соглашение с ГИБДД удалось заключить только Сбербанку.
Вед 1: Сейчас у нас на связи директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет. Здравствуйте, Виктор!
В. Хребет: Здравствуйте
Вед 1: Скажите, пожалуйста, есть у меня такое ощущение, что сети компьютерные – они сильно распространены. Что Интернет есть у всех. Я видел в отделениях ГИБДД точно. Почему же только сейчас, в чём такая сложность этих переговоров? Почему это нельзя делать автоматически?
В. Хребет: Начну с того, что регистрация транспортных средств, есть такой закон "О залоге", который ещё с 92-го года предусматривал залог транспортных средств. И есть такой пункт 2, статья 40 этого закона, где говорилось, что транспортные средства подлежат залогу в реестрах, которые ведут государственные организации. Этот закон существовал до 95-го года, когда новый гражданский кодекс вышел, поправки к нему, который отменял обязательную регистрацию залогов транспортных средств. И получилось противоречие: был закон "О залоге", но был Гражданский кодекс, который имеет преимущество над другими нормативными актами, соответственно регистрация залогов не требовалась.
Вед 1: То есть, Виктор, поясните мне: я покупаю автомобиль.
Вед 2: В кредит
Вед 1: Нет, не в кредит. Себе, но не новый. То есть, у него был какой-то владелец. Я совершенно не знаю его истории и может оказаться, что автомобиль находится в залоге.
В. Хребет: Вы знаете, сталкиваемся с этим сплошь и рядом. Вы покупаете автомобиль, по сути вы добросовестный приобретатель, но в законе, то есть, в Гражданском кодексе, это понятие не действует на залоги. Соответственно, Вы покупаете машину с залогом. Банк, и не только банк, а любой залогодержатель вправе у Вас через суд этот автомобиль изъять.
Вед 1: И, как правило, изымают?
В. Хребет: Не "как правило", а изымают.
Вед 1: Получается, что дважды наказан…
В. Хребет: Получается, что страдают и банки, и добропорядочные покупатели от мошеннических схем, и, в принципе, никто не шевелится, чтобы эту схему оборвать. Собственно, с 11 января 2009 года вступил в силу закон, который дополнил Гражданский кодекс, 339-ю статью ГК, и там было сказано, что регистрация договоров возможна. Она предусматривает регистрацию договоров о залоге.
Вед 1: Хотя, Виктор, казалось бы, чего проще? Есть паспорт транспортного средства, ПТС, почему не вписать в него при продаже, если автомобиль куплен в кредит, что автомобиль куплен в кредит?
В. Хребет: Для этого нужен закон, потому что ГИБДД, как вы знаете, может вносить изменения в паспорт транспортного средства только изменения, предусмотренные законом. Как раз, этот закон, который сейчас идет дополнением в 339-ю статью ГК, как раз предусматривает регистрацию залога, и, соответственно, уже не противоречит самому закону "О залоге". Может быть, как мне кажется, банки, и ассоциация, и Посанян писал Нургалиеву письмо о том, что нужно вот эту схему как-то предусмотреть. Закон есть, соответственно, нужно схему, которая предусматривала бы через ГИБДД осуществлять регистрацию, так как это единственный в России орган регистрации транспортных средств, кроме военкомата, это ГИБДД. Соответственно, Нургалиеву было предложено разработать и внедрить какую-то схему. И может быть, Сбербанк – это как пилотный проект для того, чтобы в дальнейшем эту схему использовать на все залоговые транспортные средства.
Вед 1: Вот это у меня вызывает массу вопросов. Почему Сбербанк – понятно. Самый крупный. Почему пилотный проект? Ведь всё очевидно.
В. Хребет: Почему Сбербанк – я не знаю. Возможно потому, что он самый крупный, самый государственный банк. Возможно, что для тестирования и имеет смысл пробовать с кем-то одним, в каком-то одном регионе, как сейчас в Нижнем Новгороде. Но в дальнейшем, конечно, хотелось бы видеть эту систему для всех залоговых транспортных средств.
Вед 1: Просто, понимаете, возникает сразу вопрос: кто не заинтересован в такой схеме?
В. Хребет: Мошенники.
Вед 1: Мошенники – ясно, но почему ГИБДД активно не …
В. Хребет: ГИБДД не заинтересовано, возможно, потому, что сейчас только вводится система, которая позволяет видеть ход автомобиля по России. И банки от этого страдают… Если, допустим, автомобиль снялся с учета где-нибудь в Пермском крае и уехал из региона, и встал на учет где-нибудь в Московской области или каком-нибудь другом крае, ГИБДД этого уже не видят, местное пермское. И они не могут сказать, где автомобиль встал на учет.
Вед 1: И, опять же, возвращаясь к вопросу, когда сети компьютерные протянуты везде, даже в самом захолустном отделении ГИБДД, что ж они всё никак не могут объединить?
В. Хребет: Ну, вот сейчас единую базу вводят, тестируют. Наверняка, сейчас эта база будет помогать видеть реестр, если его создадут, реестр залоговых транспортных средств. У нас же есть реестр, позволяющий видеть всю недвижимость, находящуюся в залоге. А почему мы не можем сделать единую базу по автомоблиям?
Вед 2 : М.б. потому, что там недвижимость, а тут движимость. Спасибо Вам большое! В эфире Сити-ФМ был директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет.
Звонок по России бесплатный
Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы
Мы рассмотрим Ваше резюме и свяжемся в случае необходимости
Благодарим за обращение. Ваша заявка принята
Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дняПредоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно