04.03.2009

Льготные автокредиты на исключительно массовые автомобили

 - Позади нас, - сказал Остап, - идут пять первоклассных машин.
Свидание с ними не входит в наши планы.
Ильф и Петров, "Золотой теленок"

В декабре прошлого года председатель правительства Владимир Путин объявил, что государство в целях поддержки отечественного автопрома планирует вводить программу субсидирования ставок по автокредитам. Было отмечено, что речь идет только о кредитах на "массовые" российские автомобили. Из процентной ставки будет вычитаться 2/3 ставки рефинансирования – то есть 8,66%. Еще одно условие – срок предоставления кредита до трех лет. Тем, кто собрался покупать машину, Путин посоветовал тогда дождаться 2009 года, когда субсидирование пойдет полным ходом. На "все про все" из  бюджета решено было выделить 2 миллиарда рублей.

Минпромторговли занялось деталями проекта – нужно ведь было еще составить список автомобилей, подлежащих льготному кредитованию. А сделать это оказалось не так просто – чтобы стать “льготным” автомобиль должен был отвечать двум условиям: он должен быть российской сборки и его цена не должна превышать 350 тысяч рублей.

Напомним, что все обещания были озвучены во второй половине декабря, перед новогодними праздниками, когда так хочется верить в светлое будущее. Наверное, интересно было наблюдать за тогдашней реакцией аудитории – если не всей, то, по крайней мере, большей ее части. Она была примерно следующей: "Субсидии по автокредиту? Отлично, давно ждали. 2/3 ставки рефинансирования? Еще лучше!  Вы не перестаете удивлять! Русская сборка за 350 тысяч? Простите, но я в Новом году похоже опять на метро". Заявление главы Минпромторга Виктора Христенко о том, что кредиты получат только 150 тысяч россиян, оптимизма тоже не добавило.

Вот прошло два месяца, и 24 февраля окончательный список "избранных" автомобилей наконец-то был обнародован. 

Шире всего представлена автовазовская продукция – почти весь модельный ряд. Есть зарубежные модели, собранные на российских заводах – Skoda Fabia, например, собирают в Калуге, а Kia Spectra – в Ижевске. Приятной неожиданностью стало то, что в итоге решено было пренебречь ценовым порогом в 350 тысяч и все-таки втиснуть в список такие модели как Ford Focus и Volkswagen Jetta.

Список составлен и озвучен, но до сих пор не известно, каким окажется сам механизм дотирования. Директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет считает, что разумнее всего субсидирование непосредственно в момент продажи. Дело в том, что заемщику выгоднее, чтобы субсидия вычиталась из цены, тем самым снижая ее. В таком случае сумма кредита формируется уже из расчета новой цены автомобиля. Получается, что клиент экономит дважды – цена снижается и процентная ставка начисляется уже на меньшую сумму кредита.  Соответственно заемщик переплачивает гораздо меньше. Есть и другой путь выдачи субсидий, по аналогии с ипотекой и образовательными кредитами – из налоговых вычетов. Клиент раз в год подает в налоговую службу документ о предоставлении налогового вычета. Схема банка при этом не меняется, а клиент получает свои 2/3 ставки рефинансирования с помощью налоговой.

Какую бы схему ни выбрало правительство, остается открытым вопрос, насколько целесообразно введение этих субсидий, - вопрос, в просторечии звучащий как "оно вам надо?"  В декабре нам сказали, что все делается для того, чтобы поднять автомобильное производство. То есть, понятное дело, если заемщикам и будет какая-то выгода, то получится это случайно, "в рамках поддержки". Но ведь и автопром, по мнению многих экспертов, от этих правительственных начинаний особенно не выигрывает. В 2008 году было продано около двух миллионов автомобилей. По прогнозам экспертов, в текущем году рынок снизиться минимум на 40-50% и будет продано где-то 1,3 миллиона автомобилей. Из них 800 тысяч будут собраны в России. Есть мнение, что 130 тысяч кредитов, которые, по словам Христенко, будут выданы в рамках программы, – это не та цифра, которая может поддержать отрасль. Впрочем, некоторые эксперты о субсидировании отзываются положительно. Например, руководитель службы автокредитования ГК "Автомир" Иван Романов считает, что данная инициатива подстегнет покупательский интерес и спровоцирует рост спроса на продукцию автопрома. По мнению эксперта, очень важно выбрать момент для старта программы. Дело в том, что если схема начнет работать, скажем, завтра, то двух выделенных миллиардов на выполнение задачи может просто не хватить.

И еще один вопрос: а почему, собственно, субсидируется именно кредит, а не обычная покупка?  В разговоре с ProCredit.ru Виктор Хребет привел в пример иностранный опыт поддержки автопроизводства: в Германии автовладельцам, которые решили поменять свою старую машину на новый немецкий автомобиль, правительство предлагает премию в размере 2500 евро. То есть с кредитованием это никак не связано – субсидия предоставляется "здесь и сейчас". Но у нас в России свой путь – наше государство по-прежнему подталкивает своих граждан к массовому оформлению кредитов.

Кирилл Седов

Лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций № 3365 от 17.12.2014 г.
Подключение эквайринга
Получить консультацию
Получить консультацию
Заявка
пол:
Допустимый возраст клиента - от 21 до 69 лет.
Заявка на ипотеку
Заявка на встречу
Задать вопрос
ваш статус:
Оставить отзыв
Подписаться на снижение цены
Предложить свою цену
Оставить заявку

Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

Отклик на вакансию

Мы рассмотрим Ваше резюме и свяжемся в случае необходимости

Анонимное сообщение
Заказ наличных денег
Заказать обратный звонок
Забрать вклад
Спасибо!

Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня

Предоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно