Правительство пообещало субсидировать кредиты на покупку недорогих машин отечественной сборки. Конкретного механизма пока нет. Но у банкиров появились версии о том, как он будет работать.
Правительство пообещало субсидировать кредиты на покупку недорогих машин отечественной сборки. Конкретного механизма пока нет. Но у банкиров появились версии о том, как он будет работать.
О том, что российское правительство намерено с 2009 года субсидировать ставки по автокредитам на покупку недорогих (до 350 тысяч рублей) автомобилей, премьер-министр России Владимир Путин говорил еще в середине декабря.
Размер субсидий составит две трети ставки рефинансирования ЦБ (сейчас – 13%) при сроке кредитования до трех лет. "Идея интересная, но подробности программы пока туманны: как именно будет выглядеть схема, сейчас не знает никто", – констатируют банкиры.
Возможны несколько вариантов субсидирования, говорит директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет. Схема первая – ставка по кредиту начисляется на всю сумму займа, а государство напрямую выделяет банкам средства из расчета 8,67% годовых, остальное – выплачивает заемщик. Схема вторая – правительство дает возможность кредитовать клиентов на льготных условиях лишь тем банкам, которые согласятся установить ставку ниже среднерыночного уровня (сейчас – примерно 25% в рублях). При этом государство будет возвращать разницу. Но наиболее выгодная и для банка, и для клиента схема – субсидирование в момент продажи автомобиля, полагает Виктор Хребет.
В этом случае в процессе оформления сделки субсидия государства может вычитаться из цены автомобиля, тем самым, снижая как его стоимость, так и размер кредита. Это сокращает нагрузку на заемщика – его первый взнос и размер аннуитета будут существенно ниже. Для банка же увеличивается размер обеспечения, что особенно важно в текущей ситуации, когда кредитные организации стараются не столько нарастить портфель, сколько повысить его качество.
Другие эксперты полагают, что субсидирование может быть организовано в форме вычета из подоходного налога. "Эта программа станет эффективной, если субсидии будут получать не банки, а физические лица, которые могут взять в кредит, а затем обратиться за компенсацией по схеме, схожей с налоговым вычетом", – комментирует член правления Сведбанка Алексей Аксенов.
По словам заместителя председателя правления Сбербанка Дмитрия Давыдова, программа субсидирования автокредитов и участие в ней "Сбера" уже обсуждается. В том числе с правительством и автодилерами. Подробности он пока не сообщает.
Участники рынка ожидают, что правила игры окончательно будут сформулированы до конца февраля, отладка и запуск банковских программ может занять еще две-три недели.
Евгения Николаева