01.08.2007

Наталья Шувалова, директор ФКБ «Москоммерцбанк» в г.Челябинске приняла участие в Дуэли - спецпроекте журнала «National Business»

Это не спор и не выяснение отношений. Мы предоставляем возможность вступить в открытые дебаты. Мы приглашаем двух участников, задаем им одинаковые вопросы. Они не знают о чем их спросят, но они знают, что все их ответы будут опубликованы. В дуэли приняли участие Наталья Шувалова, директор филиала КБ «Москоммерцбанк» (ООО) г. Челябинск и  Екатерина Вагина, руководитель челябинского представительства ООО «Квинта ЛК» ГК «Ураллизинг».

Мы  публикуем мнение Натальи Шуваловой:

Уже несколько раз СМИ заявляли о «пробуксовке»  национальной программы «Доступное жилье». В чем трудности, на ваш взгляд?

Наталья Шувалова: Думаю, что здесь, скорее всего, имеется в виду доступность жилья для всех слоев населения и категорий потребителей. Естественно эта проблема как была,  так и  остается для студентов и пенсионеров. Для них жилье не будет доступным никогда - студенты еще не зарабатывают, пенсионеры уже не зарабатывают. Многие не могут показать свой доход, а ведь у некоторых просто его нет. Поэтому,  пока государство не придумает для них какие-нибудь новые программы, банки и другие кредитные организации помочь не смогут. Теперь возвращаемся к среднему слою населения. Сейчас много банков предлагают более лояльные условия для получения жилья – такие, как свободная форма справки. Можно официально задекларировать 5 тысяч рублей и принести в банк справку свободной формы на оставшуюся сумму в 105 тысяч рублей. И банк данную справку примет к сведению.  Мы понимаем – нормальный человек, не имея источников погашения и зарплату в 5 тысяч рублей, не будет придумывать нереальные для него суммы - он знает, что за квартиру платить обязательно придется. Обмануть банк не получится, потому что в окончательном варианте человек останется без квартиры. Поэтому мы пошли на такие уступки. Именно свободная форма справки и индивидуальный подход к клиенту в разрешении его проблем сделает жилье более доступным в самое ближайшее время.


Насколько полезным вы считаете формирование корпоративной культуры? Она помогает или мешает работе с клиентами?

Наталья Шувалова: Формирование корпоративной культуры стоит на первом месте для тех людей, которые хотят общаться в сфере бизнеса. И в первую очередь мы говорим об организациях, которые предоставляют услуги - кредитные, лизинговые, страховые компании. Тут мало придерживаться делового стиля в одежде. Кроме внешнего вида, необходимо еще и умение говорить правильно. Понятно, что  люди, которые добились каких-то определенных высот, которые ставят  перед собой целью самое главное – грамотное ведение бизнеса, получение прибыли, формирование своего имиджа, одеваются в строгом деловом стиле и не используют в разговоре сленг. В этом и помогает корпоративная культура компании.


Как представители сферы бизнеса, чего вы больше всего опасаетесь?

Наталья Шувалова: Иногда  «продвинутые» предприниматели и высокопоставленные бизнесмены говорят,  что ничего не боятся. У них такое жизненное кредо: если ты ничего не боишься и стремишься  к успеху, то он у тебя будет.  И это стремление у них до такой степени устойчивое, что плохо ли дела идут или хорошо,  они постоянно твердят,  что успех будет, правда, когда и где – непонятно. А я своего страха не скрываю. Я боюсь,  что,  в силу каких-либо обстоятельств, не придут клиенты ко мне в банк, даже  после того,  как мы столько хороших программ  предложили – вот не придут и все. Боюсь, потому что,  на самом деле, очень хочется помочь людям, и не упасть в грязь лицом ни перед ними, не перед собой – я ведь все-таки ставлю перед собой определенные цели. А по поводу экономической ситуации в стране  я отвечу  так: предпосылок для дефолта на ближайшие 30 лет нет, цена на нефть растет, доллар падает, жизнь улучшается, зарплаты повышаются - на самом деле все нормально. Бояться можно просто как человеку – за здоровье своих близких, за благополучие друзей, и за бизнес бояться  нужно. Я призналась в своих страхах, я живой человек.

Кто из вас, как представителей компаний, по вашему мнению, является  наиболее выгодным партнером для малого и среднего бизнеса?

Наталья Шувалова: Лизинг, в основном, предлагает свои услуги для малого и среднего бизнеса, и еще для юридических лиц, которые только-только встают на ноги или потихоньку развиваются. Они стараются не ставить оборудование на баланс, и, тем самым,  уменьшают  налогооблагаемую базу. Поэтому малый и средний бизнес пользуется  услугами лизинга,  и на первый взгляд это выгоднее - они  ведь экономят на налогообложении и НДС,  предъявив лизинговые платежи к зачету. С другой стороны,  как правило,  мало кто из клиентов доволен  процентной  ставкой, которую компания предлагает за оборудование или технику в лизинг. Банк предлагает кредит малому и среднему бизнесу непосредственно и открыто – 16% годовых при предоставлении обеспечения и поручительстве учредителей. Лизинговая компания, которая имеет небольшое количество оборотных средств, для того, чтобы оказать услугу лизингополучателю, берет кредитные средства у банков, тем самым,  выступая посредником между бизнесом и банком. При этом лизинговая компания,  предоставляя оборудование клиенту, еще и выгоду для себя хочет получить. Поэтому в этот процент закладывается долг банку, из которого они взяли кредитные средства, своя рентабельность, свои издержки,  и в результате реальная ставка по лизингу получается гораздо больше, чем 16 %. Таково мое мнение, которое,  я думаю, очень близко к истине. Но хочу добавить и  ложку меда в бочку дегтя – возможно, представителям малого и среднего бизнеса, которым просто некогда возиться с оформлением кредита в банке, за неимением средств в обеспечение кредита проще обратиться в лизинговые компании, потому что процессом оформления документов и заключением  договоров эти организации занимаются самостоятельно.

Существуют противоречия по конфиденциальности сделок между правоохранительными органами и интересами клиента. В какую сторону это противоречие разрешается в вашем бизнесе?

Наталья Шувалова: Мы устраиваем фэйс-контроль нашим клиентам,  и в кредитной организации есть ряд законодательных актов, на основании которых он проходит. В них описаны  определенные признаки, являющиеся основанием для отказа в кредитовании. Но здесь говорится о том, что какой-то конфликт у клиента с правоохранительными органами уже произошел,  и в организацию пришел запрос. К примеру,  из суда о количестве операций, прошедших по счету клиента за определенный период. Кредитные организации, соблюдая закон о неразглашении коммерческой тайны,  тем не менее, не имеют права не отвечать на такие запросы. Но  в банке,  как правило,  требуют от правоохранительных органов указать конкретно и период,  и клиента. Потому что на общие вопросы по всем сделкам, проходящим в банке,  мы отвечать не будем. И закон о соблюдении коммерческой тайны мы строго соблюдаем. И вот конфликт - ответить нужно, но есть обязательства перед клиентом. Не ответить не можем – есть обязательства перед законом. Поэтому каждый раз находим компромисс.

Насколько агрессивна конкурентная среда на Южном Урале?

Наталья Шувалова: Конкурентная среда очень агрессивна. Даже вот с чего начнем: в нашем офисном здании,  помимо нашего,  еще несколько банков. Все мы конкуренты, потому что предлагаем определенный перечень операций,  которые на первый взгляд кажутся одинаковыми. Но потенциальный клиент не поленится и обойдет несколько кредитных организаций,  он может найти для себя наиболее приемлемый вариант. Возьмем,  к примеру,  ипотечный рынок – сейчас он достаточно развит, популярен и предлагается всеми банками. В одном из них ставки пониже,  условия попроще, но оформление сделки занимает 2-2,5 месяца. И если заемщику важен каждый рубль, его устроит этот вариант. Если заемщик пройдет дальше -  в другом банке подороже, нужно побольше документов, но быстрота, профессионализм, отработанная схема  выдадут результат практически на следующий день. Клиенту дорого время,  он согласен переплатить какую-то сумму - тогда  выберет этот банк. Для сравнения пойдет  в третий банк, а  там ни ставок нормальных, ни условий, нужна кипа документов – вообще  развернется и уйдет. Смысл, думаю, понятен. Агрессивна конкурентная среда на Южном Урале везде. Возьмем,  к примеру,  изделия легкой промышленности – сумки,  текстиль,  кожа. Страшно неприятно осознавать что, купив дорогую вещь, надлежащего качества не получаешь. И напротив,  удачная и недорогая  покупка в небольшом магазине становится самой любимой, чуть ли не на долгие годы.  Конкуренция, конечно, есть,  но человек сам волен выбирать и заставить его никто не сможет. А банкам совет – не переманивать клиентов, а просто показать свои преимущества, и предоставить выбор заемщику.


Банки и лизинговые компании часто являются партнерами. А какие точки расхождения можно отметить между ними?

Наталья Шувалова: В вопросе есть  два утверждения, противоречащие друг другу. Партнеры, значит, банк – лизинговая компания и расхождений быть не может. Вот если мы не партнеры, а полноправные участники  финансового рынка, тогда они могут возникнуть. Как сегодня, начинается спор, кому из нас предлагать себя клиенту – банку или лизингу. Банки считают,  что их кредиты дешевле и проще – становишься сразу собственником и не имеешь проблем с этими платежами. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Я предлагаю сделать девизом  нашей  встречи – выбор всегда за Клиентом. Не могу сказать – нет лизинговым компаниям, только банк, хотя бы потому, что мы сами имеем лизинговую компанию, которая может быть через какое-то время придет в Челябинск, и будет бороться за  свою нишу и своих клиентов. Кто-то любит кредитную организацию с ее рождения, у кого-то такие же чувства к лизинговой компании. Открою вам маленькую тайну – кредитоваться любят сами работники банков. Почему-то считается, что если ты банкир, у тебя нет проблем с финансами. Да есть они, также как  у всех. Только ему более понятны преимущества кредитования. Банки,  как правило,  предпочитают работать со своими лизинговыми компаниями. Я объясню,  почему. В первый раз компания проходит в банке длительную процедуру проверки по сбору документов, по обработке финансового состояния, изучению активов, собственных и оборотных средств,  учредителей и так далее. Банк все проверил, принял компанию, решил – можем кредитовать,  невозврата не будет. Сделал ее своим партнером и продолжает с ней сотрудничать на более льготных условиях. Приходит другая компания,  которая предполагает взять разовый кредит, и вот тут-то  банк отвечает – мы работаем со  своей организацией.


Полный текст дуэли читайте в журнале «National Business» (Челябинск) -  август 2007 г.


 

Лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций № 3365 от 17.12.2014 г.
8 (800) 1000 363

Звонок по России бесплатный

org@moskb.ru

Почта для приема обращений

Подключение эквайринга
Получить консультацию
Получить консультацию
Заявка
пол:
Допустимый возраст клиента - от 21 до 69 лет.
Заявка на ипотеку
Заявка на встречу
Задать вопрос
ваш статус:
Оставить обращение
ваш статус:
Прикрепить файл к сообщению (JPG, PNG, PDF)
Прикрепите документы подтверждающие наличие проблемы (выписки, скриншоты и т.д.) Общий размер файлов не должен превышать 10 MB
Оставить отзыв
Подписаться на снижение цены
Предложить свою цену
Оставить заявку

Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

Отклик на вакансию

Мы рассмотрим Ваше резюме и свяжемся в случае необходимости

Анонимное сообщение
Заказ наличных денег
Заказать обратный звонок
Забрать вклад
Спасибо!

Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня

Предоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно