Москоммерцбанк объявил о том, что выдает ссуды под залог брэнда. Брэнд имеет свою стоимость, как и любой другой актив - будь то оборудование или недвижимость. Нужно только правильно его оценить. "Мы изучаем, насколько брэнд увеличивает объем продаж продукции, - поясняет зампред банка Айнур Омарбекова, - какова его добавочная стоимость по сравнению с другими торговыми марками, каковы затраты на рекламу и маркетинг". Однако в отдельности банк торговую марку под залог не принимает. Заложить брэнд можно только в дополнение к традиционным активам предприятия - например товарам в обороте. Таким образом, у банка появляется возможность предоставить дополнительное финансирование компании, которая уже заложила все свои материальные активы, но полученных от банка денег ей все равно не хватает. Но и здесь есть оговорка - кредиты выдаются только под те брэнды, которые известны на рынке и действительно могут что-то стоить. Пример подобной сделки - кредит, выданный компании Rover Computers (один из лидеров российского рынка ноутбуков). "Часть кредита обеспечивалась торговыми знаками, принадлежащими компании, - RoverBook и RoverScan. В результате фирма получила необходимый по сумме и срокам кредит на развитие производства", - рассказала Айнур Омарбекова. По ее словам, сегодня пятая часть кредитов выдана банком по похожей схеме. Залог брэнда, по мнению специалиста, может более эффективно воздействовать на заемщика, чем залог товаров или недвижимости. Например, холдингу "Вимм-Билль-Данн" легче расстаться с Лианозовским молочным комбинатом, чем с торговой маркой J-7. Другие же банки, которые опросил "Ф.", к подобному кредитованию относятся скептически. "Брэнд - это нематериальный актив, оценить который очень сложно, - считает вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. - Мы не стали бы брать на себя риски такого залога". В КМБ банке добавили, что подобные кредиты выдавать нецелесообразно, поскольку сложившегося рынка торговых марок в России нет. Как утверждает начальник управления кредитования СДМ-банка (он тоже не кредитует под брэнд) Сергей Козлов, "у нас практически отсутствует практика оценки и продажи этого актива. Неразвита правовая база как для оформления и регистрации залога торговой марки, так и для обращения взыскания на него". Замначальника департамента кредитных операций банка "Кредиттраст" Сергей Лягин рассказал о том, что некоторые компании обращались в банк с просьбой предоставить кредит под брэнд, однако получили отказ. "Нужно представлять, каким образом брэнд можно будет реализовать в дальнейшем, - говорит Сергей Лягин. - У нас только недавно появилось такое понятие, как "интеллектуальная собственность". Так о какой продаже брэндов вы говорите? С таким же успехом можно продавать дачу на Луне". Однако в будущем кредитование под залог брэнда может стать вполне обычным делом: "За рубежом это давно работает, каждый брэнд там имеет определенную цену. Думаю, что и мы к этому скоро придем", - утверждает Сергей Лягин. Пока же трудности с реализацией отечественных брэндов признает и сам Москоммерцбанк. "Прежде всего мы оцениваем не брэнд, а перспективность бизнеса компании. Мы смотрим, например, как компания развивает свою дистрибьюторскую сеть, как доводят продукцию до конечного потребителя, - говорит Айнур Омарбекова. - Отсюда становится ясно, сможет ли компания расплатиться по долгам. Сам же залог имеет вторичное значение". Получается, что добрая часть кредита (под "интеллектуальный" залог выдается 30-40% общей суммы кредита) ничем не обеспечивается.