Интервью с председателем совета директоров «Москоммерцбанка»
В середине мая на внеочередном общем собрании акционеров «Москоммерцбанка» председателем совета директоров был назначен Андрей Савельев. Одновременно с его назначением акционеры банка (основной собственник – казахстанский «Казкоммерцбанк») утвердили новую стратегию развития бизнеса в России. Было объявлено, что «Москоммерцбанк» значительно увеличит свое присутствие на основных целевых рынках – кредитования крупных и средних корпоративных клиентов, финансирования строительства и недвижимости, ипотечного кредитования, автокредитования и операций на финансовых рынках. О планах «Москоммерцбанка» корреспонденту RBC daily Анне Иноземцевой рассказал его председатель совета директоров Андрей Савельев.
– Каковы Ваши первые шаги в новой должности?
– В ближайшие 24 месяца мы должны нарастить сумму активов банка минимум до 2 млрд долл. Из этой суммы 50% придется на бизнес с юридическими лицами, 50% – на розничный. В бизнесе с юридическими лицами я вижу три основных элемента. Первый – корпоративное кредитование, в котором мы будем делать акцент на крупных и средних компаниях. Я имею в виду компании с оборотом от 50 млн до 0,5 млрд долл. Второй блок – это финансирование строительства и недвижимости. Этот сектор сейчас развивается очень бурно и, по моей оценке, будет развиваться так и далее. Я уверен, что при наличии знающего эту индустрию менеджмента этот сектор может приносить по-прежнему очень высокие доходы. И третья часть бизнеса с юрлицами – межбанковские казначейские операции: операции по торговле на рынках Forex, межбанковском рынке, на банкнотном рынке и т.д. Все вместе это должно дать нам сумму активов от 1 млрд долл. и больше.
– А что с ритейлом?
– Здесь будет два ключевых направления и несколько продуктов-сателлитов (спутников). К ключевым направлениям, безусловно, будут относиться ипотека и автокредитование. Если Вы посмотрите структуру долга частных лиц на Западе, то увидите, что там ипотека занимает лидирующие позиции. В России будет то же самое. Сейчас у нас ситуация другая только потому, что, с моей точки зрения, банки неактивно продвигают этот продукт – на мой взгляд, выставляются слишком жесткие (во многом неоправданные) условия для получения ипотечного кредита.
– Собираетесь ли Вы предложить потребителям новые для российского рынка ипотечные программы? Если да, то какие и когда?
– Планируем и в ближайшие месяцы. Пока я не буду о них рассказывать подробно. Но могу отметить, что мы уже провели встречи с руководством розничного блока и совместно выработали подходы к новому продуктовому ряду. Поскольку я долго жил и работал на Западе, я очень хорошо знаком с продуктами, которые там являются лидирующими, и с подходами к дистрибуции этих продуктов, которые применяют их финансовые институты. Речь не идет о том, что мы можем просто взять и перенести на российскую почву западный опыт в готовом виде: российский рынок ко многому пока еще не готов и не будет готов еще 3-5 лет.
– Почему?
– Нет спроса. К тому же существует разница в юридической базе.
– Могли ли Вы бы привести конкретные примеры?
– Хорошо. На Западе очень широко распространено страхование жизни. Практически каждая семья имеет накопительную программу такого страхования. В России же рынок страхования жизни практически не существует – он крошечный. Похожая ситуация и в отношении рынков банковского сектора.
– На рынке появилось мнение, что с Вашим приходом «Москоммерцбанк» по своей стратегии развития станет похож на «МДМ-Банк».
– «МДМ-Банк» – универсальный. У него одинаково сильно развиты коммерческо-банковские операции – обслуживание и кредитование юридических лиц, инвестиционно-банковские и казначейские и операции розничного бизнеса. Я вижу свою стратегию в том, чтобы сфокусироваться на целевых клиентских сегментах и продуктах и не ставлю своей задачей на ближайшее время развитие инвестиционно-банковских услуг на базе «Москоммерцбанка». Но это не означает, что мы не планируем этим заниматься через какое-то время. Но именно сейчас нам нужно развивать коммерческий и розничный банкинг.
– Но ведь «МДМ-Банк» тоже активно развивал направления, которые Вы называете стратегическими. Как опыт работы в «МДМ-Банке» отразится на вашей деятельности в «Москоммерцбанке»? Планируете ли Вы реализовать проекты, которые, возможно, не успели на прежней работе?
– Хороший вопрос. Безусловно, есть вещи, которые я хотел реализовать в «МДМ-Банке» и планирую реализовать здесь. Но задачи, которые ставились перед «МДМ-Банком» и задачи, которые я ставлю перед «Москоммерцбанком», принципиально разные. Когда я пришел к руководству «МДМ-Банком», он уже был крупной частной организацией, имеющей широкую филиальную сеть. И мои задачи там заключались в определенной реорганизации бизнес-модели и наращивании объема операций. Здесь же задача принципиально иная: взять отличную, но пока еще относительно небольшую платформу и развить ее до масштабов крупного финансового института.
Более подробно на сайте: https://www.rbc.ru/newspaper/
Звонок по России бесплатный
Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы
Мы рассмотрим Ваше резюме и свяжемся в случае необходимости
Благодарим за обращение. Ваша заявка принята
Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дняПредоставляются, в случае наличия изменений, о которых ранее Банку не было известно