Звонки по России бесплатно

И это не предел

Источник:  Эксперт: Северо-Запад
Автор:  Ольга Великанова

Автокредитование выступает одним из главных драйверов роста автомобильного рынка России в целом и Северо-Запада в частности. В условиях сохраняющейся в системе избыточной ликвидности на волне увеличения спроса в этот сегмент начинают возвращаться банки, которые на время кризиса приостановили выдачу автокредитов.

Ссуды на приобретение автомобилей – весьма привлекательный для банкиров бизнес. Во-первых, это обеспеченный кредит, что минимизирует риски невозврата средств: изъять находящуюся в залоге машину гораздо проще, чем, например, квартиру, в которой живет заемщик со своей семьей. Во-вторых, этот вид кредитования не требует столь длинных пассивов, как ипотека, но позволяет заработать больше, чем необеспеченное потребительское кредитование. Как отмечают дилеры, доля авто, приобретаемых в кредит, неуклонно растет, приближаясь к докризисным значениям. Так, в первой половине 2011 года в кредит продано порядка 40% общего объема реализации автомобилей (до кризиса – 50%). По оценкам руководителя отдела кредитования и страхования ГК "Мега-Авто" Ирины Кузнецовой, по итогам первого полугодия 2011 года рост продаж автомобилей в кредит относительно аналогичного периода 2010-го в компании составил порядка 30%. "При этом по количеству продаж в кредит мы вернулись к докризисному уровню: за истекшие шесть месяцев в дилерских центрах, входящих в ГК "Мега-Авто" в Санкт-Петербурге, в кредит продано 1,7 тыс. автомобилей, что сопоставимо с объемами первого полугодия 2008 года", – говорит она.
Конкуренция за дилера

Привлекательность этого вида кредитования способствует ужесточению конкуренции между банками, что, в принципе, на руку потребителю, так как подвигает кредитные организации к упрощению условий оформления кредита, смягчению требований к потенциальному заемщику и удешевлению общей стоимости ссуды за счет отмены различных комиссий. "На данный момент на рынке автокредитования очень высокий уровень конкуренции, но связано это не столько с выходом новых игроков (хотя это и происходит), сколько с ужесточением борьбы за клиентов между уже работающими на этом поле банками", – рассуждает директор департамента розничного бизнеса Москоммерцбанка Алексей Филин.

Новичкам нарастить портфель в этом сегменте в сжатые сроки проблематично: около половины продаж здесь происходит в рамках партнерских программ с автодилерами, которые, в свою очередь, предъявляют жесткие требования к кредитным организациям, и вход для новых игроков на рынок партнерских продаж автокредитов практически закрыт.

Банки конкурируют не только за потребителя, но и за лояльность дилеров. "Безусловно, банки заметно активизировались, – констатирует Ирина Кузнецова. – Мы еженедельно проводим несколько встреч с банками – как по поводу возможного сотрудничества, так и с партнерами по разработке и внедрению новых продуктов". По ее словам, кредитным организациям приходится соревноваться в таких показателях, как скорость рассмотрения кредитной заявки, возможность предоставления минимального комплекта документов (например, всего двух), размер процентной ставки, наличие или отсутствие комиссий за выдачу и обслуживание кредита. При разработке новых программ банки в первую очередь ориентируются на оценку этих программ дилером, его потребности и пожелания.

Фора для своих

Рассматривая структуру рынка, можно выделить три категории его участников. Лидерами, безусловно, являются ряд крупных федеральных банков во главе со Сбербанком. Причем в сегменте автокредитования сильны позиции кредитных организаций, которые не проявляют активности в беззалоговом потребкредитовании, например Русфинансбанка, специализирующегося на автокредитах, Кредит Европа Банка, "УралCиба". Крупные федеральные банки конкурируют за счет стоимости кредита, уровня сервиса, развитой филиальной сети и широкой линейки дополнительных услуг. Вторая категория – небольшие региональные банки. "Они привлекают заемщиков более лояльными условиями одобрения кредитов, – объясняет заместитель регионального координатора Северо-Западного филиала АКБ „РОСБАНК“ Елена Шевелева. – В результате каждый игрок находит на рынке свою нишу и своего клиента".

Наконец, отдельная когорта – дочерние финансовые структуры производителей, такие как Тойота Банк или БМВ Банк. Автомобилестроители, имея кэптивный банк, более гибки в определении условий предоставления кредитов и процентных ставок, что позволяет им успешно соперничать с универсальными игроками. "Доля банков крупнейших мировых автопроизводителей постоянно растет, так как они имеют возможность предлагать очень привлекательные условия по определенным моделям машин, – подтверждает руководитель продукта „Автокредитование“ ОТП Банка Мария Колосс. – Конкурировать с предложениями кэптивных банков независимым игрокам позволяют специальные совместные программы с дилерами". Участники рынка предполагают, что позиции "автобанков" будут усиливаться и дальше, и вполне вероятен вывод ими на рынок предложений для сторонних автомарок.

Как и в большинстве других сегментов, конкурировать по ставкам на автокредиты становится все сложнее, так как стоимость заемных денег для клиентов снижалась на протяжении 2010 года и резервов для этого практически не осталось. Предложить привлекательный дисконт банки могут опять же только в партнерстве с дилерами.

"Коммерческие банки, безусловно, заинтересованы в организации совместных маркетинговых программ с дилерами и производителями, но их реализация в большей степени зависит от последних, – рассказывает Шевелева. – Пределы маржи по кредитам не позволяют банкам опускаться ниже определенного минимума, в результате сокращение ставки возможно только при условии ее субсидирования со стороны производителя или дилера".

Мотокредиты на старте

Дополнительным стимулом развития рынка выступают программы государственного субсидирования автокредитов, позволяющие приобрести автомобиль по льготным ставкам, а также программы утилизации автомобилей, в рамках которых утилизационный сертификат используется как первоначальный взнос за новую машину. По мнению банкиров, большее влияние все же оказывает программа субсидирования: по информации агентства "Автостат", оформленные по ней кредиты обеспечивают порядка 9,5% продаж на российском авторынке и занимают 30% объема автокредитования в целом. Всего в текущем году Минпромторг РФ планирует выдать около 200 тыс. льготных кредитов – примерно на 20% больше, чем в 2010-м.

Рост продаж в рамках госпрограмм, как и рынка автокредитования в целом, сдерживается серьезным дефицитом доступных и популярных марок. "Дилеры не могут полностью удовлетворить существующий спрос. Особенно это касается популярных машин средней ценовой категории, таких как Hyundai Solaris, Ford Focus, Volkswagen Polo, ожидание которых может длиться до полугода", – замечает Мария Колосс. Иногда срок бывает и больше, и такая ситуация, в свою очередь, существенно усложняет процедуру получения кредита. Ведь решение банка по одобренной кредитной заявке действует три месяца, а если автомобиль приходится ждать дольше этого периода, клиенту приходится подавать документы на пересмотр и заново получать одобрение кредитной заявки в кредитной организации.

"Учитывая этот факт, банки рассматривают вопросы увеличения срока действия одобрения кредитной заявки и упрощения процедуры пересмотра. По нашим оценкам, во втором полугодии 2011 года ситуация с наличием востребованных моделей нормализуется, так как практически по всем брендам квоты на автомобили растут", – поделилась Ирина Кузнецова.

Банкиры единодушны в том, что рынок автокредитов будет развиваться, а если проблема дефицита моделей будет решена, то темпы его роста увеличатся. Конечно, все зависит от экономической ситуации в мире, этот же фактор будет влиять на процентные ставки. "С учетом текущей ситуации на мировых фондовом и валютном рынках стоимость импортируемых автомобилей в краткосрочной перспективе может вырасти, – полагает Елена Шевелева. – Кроме того, снижение цены нефти на мировом рынке может привести к оттоку средств с фондового рынка и способствовать увеличению спроса на деньги. Но, принимая во внимание высокую конкуренцию на рынке автокредитования, можно предположить, что уровень ставок в 2011 году останется на прежнем уровне".

Основная конкуренция будет разворачиваться в качественной плоскости: скорость принятия решений по кредитной заявке, лояльность в оценке заемщика, взаимодействие между банком и автодилером, наличие линейки продуктов, удовлетворяющих потребности разных целевых групп. И к концу года рынок имеет все шансы выйти на докризисный уровень. Кроме того, велика вероятность, что в связи с жесткой конкуренцией банков в сегменте легкового и коммерческого автотранспорта финансовые учреждения будут искать новые ниши. По словам Алексея Филина, в ближайшее время они начнут осваивать смежный с автокредитованием рынок мотокредитов (мотоциклы, квадроциклы, снегоходы и прочая техника для активного отдыха), где еще нет такой конкуренции, а динамика роста открывает большие перспективы для развития кредитных программ.

Москоммерцбанк — универсальный банк, основанный в 2001 году. Является дочерним банком АО «Народный банк Казахстана» — одного из крупнейших банков в Казахстане и Центральной Азии. Москоммерцбанк предоставляет широкий спектр банковских продуктов, услуг для корпоративных и частных клиентов, финансовых институтов. Приоритетными направлениями его деятельности являются кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, корпоративный сектор, работа по выпуску банковских гарантий, эквайринг в торгово-сервисных точках и розничный бизнес.